02.07.2009 | 19:36

Лариса Шепитько. В искусстве нельзя халтурить

"Крылья", "Ты и я", "Восхождение" – фильмы Ларисы Шепитько стали знаковыми для поколения семидесятых. Ни одна из ее картин не осталась незамеченной: от дипломного фильма "Зной", получившего приз на фестивале в Карловых Варах в 1964 году до культовой ленты "Восхождение", удостоенной в 1977 году "Золотого медведя" в Берлине. Лариса Шепитько трагически погибла а автокатастрофе тридцать лет назад, 2 июля 1979 года. В то раннее утро съемочная группа ехала на поиски натуры фильма "Матера". Она ушла несправедливо рано, в 41 год, но успела прожить яркую, насыщенную и достойную жизнь. Рассказывают "Новости культуры".

"Если в жизни мы можем схалтурить, в искусстве это наказуемо. Нельзя сегодня снять картину ради денег, проходную сделать картину, а потом надеяться, что в следующем фильме я как творческий человек все скажу", – говорила Лариса Шепитько. Эффектная, умная, с потрясающей энергетикой, она могла бы стать актрисой. Но этого для нее было мало. Лариса Шепитько стала самой юной на курсе студенткой Довженко, который требовал от своих подопечных следовать абсолютной гармонии и красоте.

Шепитько в профессии была максималисткой. Когда снимала дипломный фильм "Зной" в Киргизии в сорокоградусную жару, не прерывая работы, даже когда группу подкосила болезнь Боткина. Когда шла мучительная работа над картиной "Ты и я", которая не находила понимания и поддержки на студии.

"Лариса была влюблена в своих актеров. Она сама гримировала Юру Визбора, сама гримировала всех остальных и меня. Несмотря на эту близость и дружбу, как только кончался фильм, для нее будто был отрезан этот период жизни", – вспоминает Алла Демидова.

"Она потрясающе умела работать с актерами, и отец учился у нее работе с актерами", – рассказывает сын Ларисы Шепитько и Элема Климова – Антон Климов. Он говорит, что память о маме существовала в доме всегда. Когда мамы не стало, ему было всего шесть лет. "Воспоминания о маме, как у ребенка, которому было три-четыре-пять лет, остались больше интуитивные. Когда мама не работала, она пыталась меня учить английскому языку, пела какие-то песни. Очень жаль, что времени на общение было так мало", – признается Антон.

"Мамины фильмы в доме смотрели всегда", – говорит он. Самые острые впечатления в детском сознании оставила картина "Восхождение". Ее главный фильм, основанный на повести Василя Быкова "Сотников", преодолел все бюрократические и цензурные препоны, получил множество международных призов и премий, был закуплен для показа в сорока странах мира. После ошеломляющего успеха "Восхождения" она приступила к съемкам картины "Матера" по Распутину. Слово "Прощание" в названии было опущено. Режиссер считала, что ее фильм будет не о прощании с прошлым, а о его сохранении. По воле судьбы эта картина для Ларисы Шепитько стала последней. Ленту завершал ее муж, Элем Климов. Картину все же назвали "Прощание".

"Вы видите самый последний снятый Ларисой кадр – вечное дерево, символ необоримости и достоинства. Символ веры в бесконечное продолжение того, что называется жизнью" – говорил Элем Климов.

Сегодня в 21.55 смотрите на нашем телеканале киноальманах "Начало неведомого века". В него вошел фильм Ларисы Шепитько "Родина электричества", снятый по одноименному рассказу Андрея Платонова.

Читайте также:
Памяти Ларисы Шепитько