06.07.2009 | 10:31

На стыке цирка, эстрады и драматического спектакля...

Билет на Чеховский фестиваль, или приглашение на Страшный суд. Своеобразную "экскурсию в чистилище" предлагает столичным театралам канадская труппа "Семь пальцев на руке". Акробаты-философы из Монреаля привезли в Москву спектакль "Жизнь", в котором опасные трюки и дерзкая эстетика кабаре сочетаются с интонациями задушевной беседы. Впрочем, "жизнь как смертельный номер" – это лишь одна из версий мироустройства, о котором в Новом Свете судят по-своему. О канадском присутствии на Восьмом Чеховском фестивале рассказывают "Новости культуры".

Спектакль "Жизнь" долго играли в Нью-Йорке, потом в Европе. Поэтому сложные декорации собирают привычно и быстро, как конструктор. "Обычно все монтируем за полтора дня. Это будет небольшая сцена кабаре. Сейчас мы закрепляем тросы для воздушных сцен – актеры работают без страховки", – говорит ответственный за сборку декораций Питер Балов.

Им не привыкать. Все семь участников – циркачи и хореографы со стажем. В 2002 году они объединились, чтобы создать шоу нового типа, на стыке цирка, эстрады и драматического спектакля.

"Группу назвали "Семь пальцев на руке" – вслед за французской поговоркой: "Пять пальцев, сжатых в кулак". Это означает – "держаться вместе и друг за друга"", – рассказывает актриса Крин Хаглунд.

Конечно, теперь отцы-основатели привлекают приглашенных артистов, но по-прежнему их спектакли рассчитаны на семерых. Они все делают сами: пишут роли, ставят хореографию и акробатику, а на этот раз еще и осваивают черный юмор.

Третья работа группы – "Жизнь" – в наименьшей степени похожа на цирковую постановку. Скорее, это философский спектакль. Сцена кабаре превращается то в чистилище, то в кафе, то в приемный покой госпиталя. Есть и ведущий шоу. Он как Мефистофель оценивает души и говорит о скрытом со зрителями.

Шоу захватывает и удивляет. Таков принцип группы: чтобы все ахнули, увидев висельника, и аплодировали номеру с тростью.

Спектакль очень тонкий и одновременно чувственный. Дистанция между актером и зрителем практически стерта. На Чеховском фестивале "Семь пальцев" стали настоящим открытием, хотя в мире этот коллектив широко известен. Он представляет направление так называемого "нового цирка", которое ставит знак равенства между цирковым и драматическим актером.

Этот тренд появился во Франции, но прижился в Канаде, да и в России о нем узнали благодаря почетному представительству канадцев на прошлом Чеховском фестивале. Цирк "Элуаз" и Даниэль Финци Паска приезжают в Москву уже второй раз. Спектакль "Туман" окончательно прояснил направление, в котором движется канадский цирк и театр.

"Совместить актерское мастерство и акробатику – это возможно. Это синтез, благодаря которому появляются новые смыслы, новый способ общения с публикой", – замечает актер Густав Лобо.

Пионером синтетического направления признают Робера Лепажа. На прошлый фестиваль мастер привозил свою ретроспективу – сразу три работы. В этот раз он обещает удивить новым опытом в области исследования голосов. Спектакль "Липсинк" будет идти девять часов. Зрителям остается только догадываться, что же канадцы придумают еще, а они обязательно что-нибудь придумают, ведь шоу должно продолжаться.

Все материалы о Чеховском фестивале>>>