06.07.2009 | 11:26

Владимир Тарасов. Думая о Хлебникове

"Я ощущаю пенье Вселенной всем телом", – говорил о себе Велимир Хлебников. Загадочная семантика нового языка, созданного первым "будетлянином", занимает лингвистов уже не одно десятилетие, а его звучание продолжает вдохновлять музыкантов. "Думая о Хлебникове" – так назвал свой новый сольный проект всемирно известный перкуссионист Владимир Тарасов. Премьера программы состоялась в марте этого года на Международном фестивале современной музыки в Берлине. Накануне автор представил ее в Москве. Рассказывают "Новости культуры".

Думать о Хлебникове Владимир Тарасов начал начал давно, еще лет в шестнадцать. Он всегда поражался удивительной фонетике и проявлял небывалый перкуссионно-цеховый патриотизм. "У них фонетическое звучание очень близко к этому инструменту. Они звуки строили от перкуссионных инструментов", – замечает музыкант.

Свои перкуссии Владимир Тарасов, лучший джазовый барабанщик Советского Союза, любит и плохо знает. Сам так говорит: "Это как цветок – бесконечно его открываешь. Я сколько лет играю на барабанах, и все равно – открываешь звук, там живет еще один звук, и это бесконечно", – заверяет он.

Барабаны – архаически-аутентичный инструмент – источник удивления и иронии музыканта. Тарасов рассказывает анекдот от своего девятнадцатилетнего сына:

- Кто приносит всех детей?
- Аисты.
- А барабанщиков?
- Дятлы.


Владимир Тарасов фантастически управляется с барабанами. Это признают все. Пока до концерта остается немного времени, он не отказывает себе в удовольствии прокатиться по городу, в котором он когда-то жил и делал много веселых вещей. Например, в мастерской у Ильи Кабакова.

Проезжая по местам, не столь удаленным от грозного здания, откуда всем джазовым музыкантам поступали указания, как играть, а лучше и вовсе не играть джаз, Тарасов тоже вспоминал: "Когда мы ездили на гастроли, с нами все время ездили какие-то сопровождающие. Мы их называли "пальто". Это я такой термин придумал".

Конечная цель поездки – Академия ваяния и зодчества. Бывший ВХУТЕМАС, учебно-художественный мастерские. Это одно из немногих мест в Москве, связанных с именем Велимира Хлебникова. Главный специалист по творчеству Хлебникова – Александр Парнис. Он утверждает, что ВХУТЕМАС стал для поэта родным местом. Хлебников даже одну книгу подписал так: "Гражданин ВХУТЕМАСа".

Парнис также рассказал о двух несостоявшихся дуэлях Хлебникова. В первой секундантами были назначены Шкловский и Филонов, а дуэлянтами собирались стать Хлебников и Мандельштам. "Филонов мрачно их встретил. И говорит: "Я вас сейчас побью. Мне есть нечего, и я весь день пытаюсь повесить картину без гвоздя". – "И что, висит?" – "Нет, упала"", – рассказывает исследователь.

Про стихотворение "Кузнечик" Парнис писал диплом. Он уверен: "Кузнечик – символ поэта. Так что это не только кузнечик, но и поэт".

С таким знанием Владимир Тарасов и отправился на концерт. Девять композиций, девять стихотворений поэта. Каждый звук – синоним слова – Тарасов не подбирал. Он заранее знал: каждый удар принесет определенный звук.

"Как джазовый человек я пытаюсь совместить классическое формообразование с внутренней джазовой энергией. Можно играть "пианиссимо", но с атакой", – поясняет перкуссионист.

Вот так, "Думая о Хлебникове", Владимир Тарасов провел один день в Москве. В бесконечных перелетах от Вильнюса до Тулузы и Калифорнии.