07.07.2009 | 19:37

Выходной день в Русском музее

Русский музей в Петербурге – одно из старейших музейных собраний России. Его коллекция насчитывает около четырехсот тысяч экспонатов. Хранить такое богатство – особая ответственность, ведь в залах и фондах музея находятся древнерусская икона и хрупкая графика, акварель, масляная живопись и мраморная скульптура… Как говорят сотрудники: "За здоровье каждого шедевра мы в ответе!" И потому каждый вторник – выходной день музея – называют днем "профилактики". Вторник в Русском музее провели "Новости культуры".

Шуршание - почти музыка для научного хранителя Ирины Леушиной. В пустынном зале она остается наедине с предметами старинного интерьера, это родная обстановка Михайловского дворца. Лучше марли и фланели для нее нет, какие бы современные ткани не пробовали в борьбе с пылью. Так, чтобы она не оседала, не впитывалась в предметы и, чтобы был вид мебели, как будто здесь кто-то живет и недавно вышел.

Мебель вправе двигать только хранители - швабра ловко обходит ножки. Впрочем, представительницы прекрасного пола не забывают смотреть наверх - на скульптуры, картины... Татьяна Васильева знает о них даже больше, чем рассказывают в экскурсионной программе.

Татьяна Васильева, сотрудник Государственного Русского музея: "В Русском музее много старинных зеркал, им более ста лет. Но самое загадочное зеркало находится в этом зале. Его загадочность заключается в том, что оно исполняет любое желание. Если в него посмотреться и загадать желание, оно непременно сбывается".

Для лаборанта Ирины Бахилевой рама подчас важнее картины. Она отвечает за то, чтобы потерпевших кораблекрушение у Айвазовского не захлестнул девятый вал пыли. Старинные рамы так же не терпят влаги, их чистят мягкой щеткой. Нежный подход - и к мраморным фавнам, и вакханкам. Ирина Бахилева уверяет: утром у скульптур особая энергетика, они словно с нетерпением ждут посетителей. Ее любимица - красавица Венера.

Ирина Бахилева, сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Государственного Русского музея: "Этой скульптуре уже 150 лет, и она выглядит, как новенькая, можно сказать. Потому что мрамор - довольно прочный материал и, с нашей точки зрения, мы должны только обеспылить, собрать пыль".

Полотеров давно заменили машины, теперь они натирают паркет мастикой. Пожалуй, это единственная уступка Русского музея в пользу современных технологий. Здесь уверены: даже экспонаты нуждаются в тепле человеческих рук.