08.07.2009 | 13:00

О секретах горлового пения в республике Тыва

В Тыве завершился Одиннадцатый фестиваль живой музыки "Устуу-Хурээ", на котором демонстрируют свое искусство мастера горлового пения. Сами певцы сравнивают его с журавлиным кличем или горным эхом. Первое описание уникальной вокальной техники, присущей некоторым народам Алтая, Тывы и Монголии, появилось в середине XIX века. Стремление объяснить происхождение загадочного феномена породило массу научных и псевдонаучных теорий. Свои гипотезы выдвигают и музыковеды, и этнографы, и физиологи. Как отделить миф от реальности и алгебру от гармонии – в репортаже "Новостей культуры".

"Так, молодые люди, здравствуйте", – приветствует студентов доцент Московской консерватории Александр Харуто. Он рассказывает ученикам о спектральном анализе звука. Радиоинженер по образованию, Александр мыслит рационалистически. Именно так, по обертонам, звуковым волнам и сонограммам, он уже несколько лет пытается объяснить феномен горлового пения.

"При наличии нижнего тона слышен явно хриплый голос, флейтоподобный. Вот видна система обертонов – это такой слоистый пирог", – поясняет Александр Харуто.

В сам центр горлового пения – Тыву – уже несколько лет подряд направляются музыкально-философские паломники. Они отыскивают там скрижали жизни. То, что они находятся именно там, предсказал какой-то шведский Нострадамус, имя которого, конечно, не разглашается. Впрочем, в том, что эти скрижали напрямую связаны с горловым пением, которое в свою очередь связано с космосом, мало кто из приезжающих сомневается.

Визиты в Тыву проходят по одной схеме: вначале посещение научно-исследовательского центра "Хоомей". Там покажут и расскажут все о горловом пении. Кстати, уже снят фильм о тывинских горловиках.

"Они до сорока-пятидесяти лет поют, а потом, когда начинаешь записывать у старых информаторов, они говорят: "Знаете, уже сил нет. Запишите у молодых"", – замечает руководитель научно-исследовательского центра "Хоомей" Зоя Кыргыс.

Ученые в Нью-Йорке и Токио даже проводили эксперименты по исследованию воздействия горлового пения на человека. Оказалось, что оно лечит бронхи. Потом провели другое исследование. Оказалось обратное: у тех, кто регулярно поет в этой манере, быстро изнашивается организм. Правда, многие исследователи убеждены: неизвестно, что является причиной: то ли само горловое пение, то ли зачастую не совсем правильный образ жизни горловиков, живущих в районах Кызыла. Тем не менее, горловики в первозданном виде остались только там. В городе научиться этому искусству невозможно. Как шутят специалисты, для того, чтобы освоить пять стилей хоомея, нужно не ездить на машине, а скакать аллюром на лошади. Ритм нужный вырабатывается.

Поют хоомей в районах, преподают – в столице, Кызыле. Там мастер Конгар-Оол даже музей горлового пения создал. Проводит там уроки. На стенах можно увидеть снимки былой славы хоомея. На одном из них – Сталин слушает горловика. Говорят, аплодировал от души. Любил послушать народное тывинское пение и Борис Ельцин. "Он сел, спрашивает: "Они хоть российское звание имеют? Нет? А в чем дело?"", – вспоминает Конгар-Оол Ондар.

Сегодня в республике живут восемь заслуженных артистов России. Однако ученики Конгар-Оола о званиях не думают. Они по-своему решают вопросы отношений отцов и детей, совмещая свой необычный вокал с разными стилями: роком, джазом, техно.

Подобными экспериментами занимаются не только в Тыве, но и в Москве. Николай Ооржак – житель Кызыла – на родине бывает редко. Гастроли, поездки. В Москве он учит своих коллег по сцене – музыкантов группы "Alissid Jazz" – правильно дышать.

Как они это делают, до конца непонятно. Как это влияет на организм, до конца не исследовано. Но то, что это вызывает интерес, и даже ажиотаж, неоспоримо.