09.07.2009 | 12:50

Выставка победителей конкурса "Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве"

Творческое пространство разделенной до 90-х годов Европы напоминало дом на две семьи с противоположными входами. Но Берлинская стена, главная в этом недобрососедском доме, рухнула, и художественное пространство довольно быстро стало единым. Этому эпохальному падению стены, вернее, тому, что за ним последовало, посвящена выставка победителей конкурса современного искусства "Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве". Из Центрального дома художника - "Новости культуры".

Ровно 5 лет назад объединенная Европа приняла в свои ряды десять стран. Путь к звездам был тернист. Здесь - инсталляция–напоминание – Европа - дает много возможностей, но это путь, который надо пройти. Синее поле с желтыми звездами – почва для художников благодатная. Европейская елочка вращается недалеко от российских берез. Здесь нет места политическим манифестам, просто открытое пространство для художников и их работ.


Эрик Шлоссер, куратор выставки: "Ему можно работать в Европе, можно не работать в Европе. Как говорит Высоцкий: "Париж открыт, но мне туда не нужно". Но все равно открыт!"

Открыть на выставке можно всю Европу сразу – прямо так – взять и посмотреть.

Анна Граве, Михаил Марвокс, художники: "Здесь - комод. В нем тексты разных людей. Самое главное, что все эти люди, они могли быть известными, их даже могло не быть в принципе. Но самое главное, это роль каждого из них. Они могли вносить свою часть в создание Европы, а могли ничего не делать. И роль каждого человека, даже самого маленького, она здесь очень важна".

Всего за два месяца создания этой работы художники пересмотрели истории пятисот тысяч человек. Другая композиция – тоже о людях и Европе. Но несколько в ином ключе. Художник Косолапов не смог вывезти на выставку в Париж свою работу. Дело в том, что из России в Европу запрещено вывозить так называемый человеческий биоматериал. И хотя эти кости не человеческие, а куриные – нужна экспертиза, чтобы это доказать. Так работа стала невыездной. Зато вместе с другими вошла в общую инсталляцию именно с таким названием – Невыездные. И навела на философские размышления.

Диана Мачулина, художник: "Интересен вопрос русской идентичности. В культуре она, или в физиологии, или в идеологии".

Олег Мавромати решил оставить кровавый след в искусстве. Создал единственный экземпляр Конституции России, написанный кровью. В других странах ее не увидят – трудности вывоза. А трудности перевода выстроили целую стену! Это спустя 20 лет, после падения Берлинской.

Хаим Сокол, художник: "Мы хотели показать некоторую невозможность перевода. Не просто лексическую, вербальную, а, прежде всего, ментальную, которую создавали в тоталитарные времена. В любом языке это препятствие серьезное".

12 тысяч слов – казалось бы, недостатка нет. Но что-то в словаре пятидесятых годов, который использовали художники, мешает межкультурной коммуникации.

Вера Хлебникова, художник: "Некоторые слова обозначены звездочками, которые не обязательны для учащихся. Необязательные – такие, как милосердие, поцелуй, бог – то, что можно не знать".

Европейское пространство от Адлера до Яффы – это долгий путь, по которому идет Европа. Расширяется культурное пространство. Страна за страной.

Читайте также: Современная Европа глазами русских художников

Екатерина Деготь о выставке "Европейская мастерская. Творчество в общем культурном пространстве"