11.07.2009 | 22:01

Мир донского казачества, или роман под открытым небом

Сегодня музей-заповедник Михаила Шолохова в станице Вешенская Ростовской области отметил 25-летие. Уникальный музей часто называют "романом под открытым небом". За соответствующий масштаб – заповедная территория охватывает около сорока тысяч гектаров, и за соответствующую обстоятельность – на историю здесь работает все: от природы до музейных экспонатов. Рассказывают "Новости культуры".

"Молодой орелик, желтоклювый, а крылья размахнул". Писатель Александр Серафимович так говорил о юном и талантливом Шолохове. С высоты орлиного полета Вешенская выглядит игрушечной. С трудом верится, что в станицу с десятитысячным населением ежегодно приезжают более шестидесяти тысяч туристов, а на территории в сорок тысяч гектаров открыты почти три десятка музейных объектов.

"А начиналось все с того, что было изначальное понимание развития музея как музея-заповедника, без отрыва музейной части, от заповедной. Причем, заповедник – я не имею в виду только природу, натуралистический фактор. Заповедуется все: этнография, архитектура, традиции – все то лучшее, что нам досталось от наших предшественников", – поясняет Александр Шолохов, директор Государственного музея-заповедника Михаила Шолохова.

Добраться до Вешенской равносильно подвигу. На машине от Ростова-на-Дону ехать порядка пяти часов. Чтобы полностью погрузиться в мир шолоховских героев, там нужно провести несколько дней, считает Александр Шолохов.

Двенадцать лошадей в станичной конюшне – это тоже музейный объект. Каждое утро лошадей объезжают, они должны пройти не меньше восьми километров.

"Казачество – это лошади и люди. Не наоборот. Ибо лошади сделали из человека казака. Казак по-тюркски – это "кайсак", наездник. Вольный, как ветер. Поэтому для казака лошадь – это основа всего", – заверяет Валерий Матюшкин, сотрудник Государственного музея-заповедника Михаила Шолохова.

О донской породе, выведенной в течение трех столетий, этнографы рассказывают ученикам казачьей гимназии на уроках коневодства и объясняют, как ухаживать за лошадью, как держаться в седле.

На хуторе Кружилинском, где Шолохов родился, восстановлен мемориальный дом, который был разрушен в годы войны.Рядом воссоздано казачье подворье: курень с камышовой крышей, плетень с горшками, колодец с журавлем, скотный двор.

"Мы с вами находимся на хозяйственном дворе, который у казаков называется базом. Что здесь мы видим – амбар. Там хранилось зерно, но не только. Туда выносили теплую одежду. Там теплый воздух, и моль там не заводится", – рассказывает сотрудник музея Максим Трушихин. Он выписывает на карточки цитаты из "Тихого Дона" и "Поднятой целины". Ориентируясь по этим цитатам, он воссоздает облик подворья.

В казачьем хозяйстве все было продумано до мелочей. "Казачки шили свои юбки со щеточками. Это делалось специально для того, чтобы сохранить подол, потому что юбки были длинные, и чтобы при ходьбе подол не стирался", – поясняют в музее.

Часть фонда имеет отношение к казачеству, другая – к семейству Шолоховых. Сохранилось платье супруги писателя, в котором она была на церемонии вручения Нобелевской премии.

Вообще фонды музея, в которых собрано около семидесяти тысяч единиц хранения, поражают. Там можно обнаружить уникальные экземпляры "Тихого Дона" с автографами Шолохова. Среди последних приобретений – еще не опубликованные шолоховские рабочие наброски на военную тему и неизвестные работы Сергея Королькова к "Тихому Дону".

"Эти работы очень для нас интересны, одни из самых ценных, потому что Сергей Григорьевич был одним из первых иллюстраторов романа "Тихий Дон". Он проиллюстрировал все четыре книги романа. Его Шолохов очень ценил", – рассказывает сотрудница музея Валентина Леонова.

Работ Королькова – ростовского художника-скульптора, который в Великую Отечественную эмигрировал в США, поскольку был сыном крупного конезаводчика, – в России практически нет. Его иллюстрации к шолоховскому роману признаны лучшими. В них передан дух казачества.

Михаил Шолохов писал "Тихий Дон" в маленьком кабинете. Энциклопедия казачества оказалась столь обширна и подробна, что ее изучают до сих пор. И не только изучают, но и создают ее живые иллюстрации.

Погрузиться в эпохальный роман Шолохова теперь можно под
открытым небом. Сегодняшний "Тихий Дон" – это продолжение того романа. Его пишут наши современники, реставрируя памятники культуры, возрождая традиции и используя новые технологии. Чтобы мир донского казачества оставался живым.