11.07.2009 | 22:13

Театральный парад в архитектурных пейзажах Турина

Нелегко, должно быть, приходится настоящим европейским театралам в эти дни. На континенте почти одновременно проходит несколько крупных театральных фестивалей. Один Авиньонский чего стоит. В Турине – свой фестиваль, и у фестиваля – свой принцип, а именно: свежий воздух, свежие идеи, свежая критика. Артистов такое положение дел устраивает, ведь для настоящего таланта обязательно найдется свободная сцена. Рассказывают "Новости культуры".

Как только на театральной карте Европы появился новый фестиваль, им сразу же заинтересовались не только любители и профессионалы театра, но и архитекторы. Идея объединить архитектурное пространство старинных зданий и городских ландшафтов с художественным действом хоть и не нова, но в такой концентрации встречается впервые.

"Teatro a corte" – то есть "театр при дворе" – явление в своем роде уникальное. "Двором" назначено все пространство области Пьемонт с центром в Турине. Виллы и площади, дворцы и парки – все это старинное роскошество на целый месяц отдано во власть художников и артистов. В Италии прошлое удивительно доступно. Его можно потрогать руками, его можно слышать.

"Один из Савойских дворцов был отдан команде музыкантов, которые неделю его прослушивали, простукивали, находили места для микрофонов, подзвучек и потом специально написали для этого музыку, симфонию. Это уникальное произведение, которое может звучать только потому, что так звучит этот дворец. Я себе представила, как наш Василий Блаженный мог бы зазвучать – красота была бы неописуемая", – говорит театральный критик Елена Груева.

Некоторые участники фестиваля приезжают в Пьемонт заранее. Они смотрят площадки, выбирают подходящую, репетируют. Присутствие артистов в городе не заметить невозможно. Творчество буквально проливается на улицы Турина прежде, чем коллективы добираются до намеченных площадок.

В этом году уже не в первый раз на фестиваль приглашен коллектив из России. В Турин едут "Провинциальные танцы" хореографа Татьяны Багановой. Ее танцевальный спектакль о вовлеченности людей в собственные иллюзии видел уже не одну европейскую сцену. На этот раз возникать и исчезать иллюзии будут в фонтане XVI века. "У нас осталась одна опасность – площадка недостаточного размера. У танцовщиков сейчас присутствует момент – как сделать так, чтобы не упасть в фонтан", – замечает Татьяна Баганова.

"Фестиваль во дворе" радушен и ненавязчив. Не нравится на этой площадке – пройдите к следующей. Шансы попасть на спектакль знаменитой Маги Марен абсолютно реальны, чего нельзя сказать о других фестивалях. Марен, к слову, привозит в Турин премьеру, которая после отправится в Авиньон.

Интеллектуальность театра не цель фестиваля. Чаще здесь представлены постановки, ориентированные на визуально-концептуальный эффект. Ко "двору" приглашаются экспериментаторы и те, кому тесно в рамках обычной сцены. "Кто не замкнут в своем конкретном проекте, кто готов этот проект приспособить к окружающим красотам, тех и зовут", – поясняет театральный критик Елена Груева.

"Смена любой площадки – это всегда новые условия. Здесь – кардинальная смена. Здесь так много задач перед тобой стоит, которые спектакль могут повернуть совершенно в другую сторону. И, в принципе, когда спектакль уже работается очень давно – в течение двух лет, – вот это обновление всем необходимо, чтобы был свежий взгляд, свежая игра", – считает Татьяна Баганова.

Для театралов "Teatro a corte" сродни легкому десерту в насыщенном меню солидных летних фестивалей. Однако почему бы со временем театральному двору не приобрести статус авансцены?