13.07.2009 | 12:27

Ираклий Квирикадзе. Смесь фантастики и реальности в кинематографе

Известному режиссеру и кинодраматургу Ираклию Квирикадзе исполнилось семьдесят лет. С юбилеем мастера поздравил президент России Дмитрий Медведев. Сценарии Квирикадзе отмечены призами самых престижных фестивалей. Их сюжеты кажутся абсолютной фантастикой, но более живой, чем сама жизнь. В последние годы Квирикадзе живет между Москвой, Берлином и Лос-Анджелесом, но признается: его главное и нескончаемое путешествие – по лабиринтам собственной памяти. Все его истории родом из детства. Рассказывают "Новости культуры".

Режиссер, который больше известен как сценарист. Рассказчик, которого чаще называют фантазером. Где вымысел в его историях, а где – правда? Этот вопрос ему задают часто. "Смесь фантастики и реальности – в моей жизни такое часто происходило. У меня большое количество историй, которые вызывают такую реакцию: "Как, это действительно было?"", – рассказывает он.

Об истории, которая легла в основу фильма "Лунный папа", Квирикадзе слышал еще в детстве: на чью-то лодку из самолета упал бык. Весь сюжет картины – это тоже абсолютная правда. "Лунного папу" искали соседи по городку Хашури. "Так как это история семьи, драмы, комедия и трагедия друг в друге затесались, она универсальна и может быть где угодно", – заверяет Квирикадзе.

Он говорит, что на свои грузинские истории просто надевает другие пиджаки – американские или европейские, меняет имена, мешает времена. Этот рецепт принес ему номинацию на "Оскар" – за фильм "1001 рецепт влюбленного кулинара" с Пьером Ришаром в главной роли. Французская кулинарная любовь закипала все в том же котле грузинской юности Ираклия Квирикадзе.

"Никакого француза не было. В действительности, этот ресторан открыл грузинский повар. История его любви превратилась в историю любви француза только потому, что заказ был. Французы попросили для Пьера Ришара написать эту историю, и я очень легко ее чуть-чуть переделал", – рассказывает сценарист.

Его самого тоже хотели чуть-чуть переделать, когда запретили снимать. После фильма "Пловец" он и сам едва не утонул. Картина вызвала скандал, ее считали диссидентской. Пленку хотели уничтожить, но не нашли. Квирикадзе хранил ее в бабушкином холодильнике. История про холодильник – это, может быть, и вымысел, но вот с бабушкой Ираклий Квирикадзе действительно делился всем и всегда. Именно от нее услышал один из самых ценных в свой жизни советов: "Искусство как огромный ковер, и каждый ткет свой узор. Просто у тебя такой масштаб этого ковра, кто-то рядом – тот же Шекспир полковра соткал".

Свой узор Ираклий Квирикадзе так и не смог подчинить какому-то правилу. В Лос-Анджелесе, где он сейчас живет, есть масса учебников, в которых рассказывается, что и на какой минуте фильма должно произойти. Однако работать по трафарету у Квирикадзе не получается – ни писать, ни снимать, ни монтировать. Монтаж – это его большая страсть. Он учился этому искусству у Иосифа Гордона – монтажера фильмов Рене Клера.

"Склеил два необычных кадра, и появилось нечто третье. Весь наш курс интеллектуальный, я чувствовал себя не на высоте, а тут вдруг я получил невероятную похвалу", – вспоминает Квирикадзе.

Он один из самых востребованных в Европе сценаристов. Во Франции Квирикадзе даже получил премию как лучший сценарист года, хотя на французском никогда не писал. Режиссер, про которого говорят: "Он ворвался в кино со своим "Кувшином"". Это была его дипломная работа – из знаменитой серии грузинских короткометражек. Этот же "кувшин" стал для него рогом изобилия, источником историй, казалось бы, маловероятных, но которым почему-то верят.

К 70-летию Ираклия Квирикадзе телеканал "Культура" покажет художественный фильм "Пловец". Смотрите ленту сегодня в 00:25.

Читайте также:
Ираклий Квирикадзе: "Я беру разные правды и монтирую их"