23.06.2012 | 15:58

Мировое документальное кино на Московском кинофестивале

Минувшим вечером на 34-м Московском кинофестивале состоялось открытие программы документального кино – одного из самых актуальных и развивающихся форматов современного кинематографа. Первые показы – реальное тому подтверждение.  Рассказывают «Новости культуры».

В Москве Якуба Гейну и Иржи Конечного никто не знает, а в Чехии они уже стали знаменитостями. В прошлом году в чешский прокат выпустили «Театр Свободы» – о гении и легенде, о сценографе и художнике, перевернувшем театральный мир. Йозеф Свобода работал на лучших сценах, делал то, что полвека назад казалось невозможным. Для Якуба Гейны – одного из лучших монтажеров Чехии – это режиссерский дебют, но главное – память о том, с кем жил в одном доме, видел с детства, а знал, как оказалось, очень мало.

«Этот фильм – прежде всего мой долг перед дедом. В детстве я видел его очень мало, он постоянно был в разъездах, на гастролях. И по мере того как я делал эту картину, стали появляться новые темы, которые я бы хотел затронуть. Это не только творчество великого человека, фанатика своего дела, но и то, как ему удавалось работать в той непростой политической ситуации», – признается режиссер.

Легендарная «Травиата» сразу же вызвала шок у зрителей. Занавеса нет, сцена пустая. Лишь на полу лежит огромное зеркало. Оно поднимается, и в нем отражаются декорации. Не просто сценограф-инженер и волшебник, со светом и лампами он колдовал в своей мастерской, похожей на лабораторию. Но, как он с фамилией, которая на чешском значит то же, что и русское слово «свобода», мог выезжать за пределы страны и делать авангардную сценографию? На какие шел компромиссы с властями и с собственной совестью? Фильм, основанный на воспоминаниях и уникальных архивах, для Чехии стал потрясением. 

«У нас в фильме есть одна история. Может, веселая, а может, и немного хулиганская. Когда Йозеф Свобода делал сценографию одной из пьес Вацлава Гавела, Гавелу и его коллегам не понравилось оформление, и они втихарая залезли и переломали там все. Никто не знал, что это они. И Йозеф сам до конца не знал», – рассказывает Якуб Гейна. 

В одной из самых мощных программ фестиваля – документальном конкурсе – 7 картин. Разные по стилю и жанрам, поставленные дебютантами и знаменитыми мастерами, они уже вызвали ажиотаж. «Чувственная математика» Еактерины Еременко, скандальный фильм «Завтра» Андрея Грязева, лента «Посол», рассказывающая о европейце, приехавшем в Африку. В жюри – обладатель пятнадцати премий «Эмми» Джон Альперт, лауреат BAFTA Павел Павликовски, документалист Владимир Эйснер. 

«Я всегда очень любил русские документальные фильмы. Это всегда интересные явления. И господин Эйснер, который с нами в жюри. Я всегда смотрю на Россию как на страну хорошего документального кино, где искусство совпадает с действительностью», – отмечает Павел Павликовски.

В день, когда на ММКФ открылся документальный конкурс, прием устроил телеканал «Культура». На одной площадке собрались знаменитые документалисты, режиссеры и критики. 

«Для канала "Культура" документальное кино является абсолютно приоритетным явлением. Это реальная точка соприкосновения человеческих судеб. Любопытно нащупать мировой контекст современного документального кино и телевидения», – подчеркивает главный редактор телеканала «Культура» Сергей Шумаков.

Телеканал «Культура», который показывал и поддерживал документальные фильмы всегда, в последние два года – и об этом в этот вечер говорили все – сделал рывок не просто в российском, но в мировом масштабе. В субботний прайм-тайм выходит программа «Смотрим… Обсуждаем…», где можно увидеть то, что раньше показывали лишь на фестивалях, – знаменитые зарубежные документальные фильмы. 

«Само телевидение очень много документального кино отняло. Там снимают и талантливо, и быстро то, что в документальном кино занимает длительное время. К сожалению, в сознании многих стрелась эта грань, где документальное кино, а где телевизионный репортаж. В частности, канал "Культура", наша программа показывает эту дифференциацию. Это документальное кино, это не репортаж», – говорит режиссер, ведущий программы Владимир Хотиненко.

Документальное кино на Московском кинофестивале представляет не только конкурс. Параллельно идет программа «Свободная мысль». В ней – 18 фильмов. Организаторы намерены не только показывать картины, получившие престижные награды на мировых киносмотрах, но и задавать тон следующему сезону. 

Все материале о 34-м ММКФ>>