23.06.2012 | 16:14

ММКФ открывает панораму Российских программ

На Московском Международном кинофестивале начались напряженные трудовые будни. В центре внимания – конечно, основной конкурс. Фильм «Дверь» представил зрителям венгерский режиссер Иштван Сабо. Между тем, публике и журналистам сегодня трудно было пройти мимо еще одного события фестивального дня – церемонии открытия Российских программ. Они составлены таким образом, что дают вполне репрезентативную картину современного отечественного кинематографа. Рассказывают «Новости культуры»

Документальные, анимационные и короткометражные фильмы – лучшие за последнее время – представлены в российских программах.

«Я иду всегда с хорошим настроением, когда я вижу полный зал. А уж кто какие выводы сделает, это другой разговор. Программа обширная. Практически любой, у кого есть время и желание, может получить полное впечатление о том, что происходит и в нашем, и в зарубежном кино. Так что приходите в кинотеатры», – призывает президент ММКФ Никита Михалков.

В программе игрового кино – 23 картины. Часть из них – фильмы «опоздавшие», которые остановились в производстве из-за кризиса 2008 года и вышли на экраны двумя годами позже. В их числе «Капитаны» Геннадия Островского, «Забава» Руслана Бальтцера. Многие картины рассказывают о жизни среднего класса: новая российская буржуазия пытается понять саму себя и посмотреть на себя со стороны.

«В прошлом году миновала официальная дата юбилея Великой Отечественной, юбилея Победы. И вдруг в этом году выстрелили сразу пятью заметными картинами. То есть это уже не заказ, не дата, это люди делали кино по велению сердца в разных жанрах», – отмечает художественный руководитель Российских программ Ирина Павлова.

Великая Отечественная продолжает задавать вопросы: режиссеры размышляют на темы «свой-чужой», раскрывают жизнь оккупированного советского тыла. Александр Прошкин в фильме «Искупление» показывает судьбы тех, кто вернулся с войны в 1946, а Карен Шахназаров своего «Белого тигра» делал прежде всего для ветеранов.

Российские программы открыли фильмом «Я буду рядом», получившим в этом году Гран-при «Кинотавра». Эту историю Павел Руминов вынашивал восемь лет, и теперь, когда она рождена, режиссер говорит как о работе, не сделать которую он не мог.

«В этом нет чего-то такого прекрасного, красивого. Это довольно драматическая история. Но когда ты избавляешься от этого, ты чувствуешь, как будто тебя Вселенная похлопывает по плечу. А в другие моменты не похлопывает. И мы все знаем эти моменты, когда мы делаем то, что нужно сделать, и когда мы этого не делаем», – заверяет Руминов.

Историю о том, как человек умирает, вся съемочная группа воспринимала как глубокое психологическое исследование.

«Мы вырастаем с этим опытом как люди. Нам везет. Получая такие роли и занимаясь таким материалом, у тебя есть шанс немного вырасти как человеку, стать более чувствительной к этому миру», – признается актриса Мария Шалаева.

Еще целую неделю можно будет разгадывать загадки российского кинопроцесса. Хотя лучше просто смотреть кино. Ведь сегодня вряд ли кто-то сможет объяснить вкусы аудитории и ответить на вопрос: почему артхаусный фильм вдруг становится хитом, а успешные вроде бы коммерческие проекты проваливаются?

Все материале о 34-м ММКФ>>