13.07.2009 | 18:57

Александр Ведерников – о причинах ухода из Большого театра

Главный дирижер Большого театра Александр Ведерников, планирующий оставить свой пост 17 июля, сразу после завершения итальянских гастролей театра, планирует дальше работать в России и хочет руководить симфоническим оркестром.

"Сейчас бы меня интересовало руководство симфоническим оркестром. В принципе, у меня есть предварительные договоренности с двумя оркестрами в Скандинавии, но я не очень тороплюсь подписывать контракты, потому что мне было бы гораздо интереснее работать у себя на родине. Так что пока я беру некоторую паузу. Тем более, что контракты начинаются с сезона 2010 – 2011", – рассказал Ведерников.

Он добавил, что ему хочется более творческой работы, "в которой не было бы такого количества внетворческих, привлеченных обстоятельств". "Гастроли в Милане я рассматриваю как некий итог того, что мне удалось сделать в Большом театре. Ла Скала – символ любого оперного театра. Здесь публика одна из лучших в мире. Именно такая публика может в полной мере оценить наши достижения", – объяснил Ведерников, добавив, что взаимные гастроли Большого и Ла Скала начались в 1964 году и являются важнейшим событиям и для того, и для другого театра.

Говоря о причинах своего ухода из Большого, Ведерников рассказал о разногласиях с нынешней администрацией театра. Он отметил: "Мои расхождения с нынешней администрацией театра происходят из-за того, что я считал, что творческое руководство необходимо, и именно оно должно определять последовательность шагов и поступков театра, тогда как нынешнее руководство считает, что можно обойтись без творческого руководства вообще".

Продолжением этой линии Ведерников считает и планы генерального директора Большого Анатолия Иксанова в ближайшие пять-семь лет работать с приглашенными дирижерами – Владимиром Юровским, Василием Синайским, Александром Лазаревым, Теодором Курентзис, Василием Петренко.

"Такая структура, как Большой театр, безусловно, нуждается в едином творческом хозяине. Как бы хорошо ни играл оркестр и ни пел хор на сегодняшний момент, все может очень легко уйти, потому что это объект постоянного надзора и тренинга со стороны музыкального руководства", – считает Ведерников.

Он объяснил, что театр по сути своей инерционен. "Для того, чтобы возникли сдвиги в качестве, мне пришлось потратить три – три с половиной года. Для того, чтобы о них узнали все в мире, – еще три года. Некоторое время будет впечатление, что все остается в прежнем виде, но в какой-то момент, мне кажется, станет очевидно, что уровень опять упал".

Музыкальный руководитель Большого признался, что одной из главных задач театра видел его реформирование, однако эта задача никак не решалась. Между тем, по мнению Ведерникова, "необходим глобальный взгляд на положение вещей в отрасли".

"Проблемы Большого и Маринки неотделимы от проблем других театров страны. Сейчас они существуют в безвоздушном
пространстве: среда, из которой рождались бы новые певцы и режиссеры, отсутствует. Провинциальные театры влачат жалкое существование, кооперация между театрами отсутствует, нет творческих "лифтов" ни для актеров, ни для певцов. Плюс старая система проката, устаревшая система фиксированных трупп – все это не дает возможности развиваться при недостатке финансирования".

"Большой театр, совместно с министерством культуры, мог бы стать флагманом перемен, но у него не было заинтересованности", – сокрушается Ведерников.

Симфонический оркестр, по мнению Ведерникова, может нуждаться в реформах стратегического характера. "Но вокруг него нет такой ожесточенной дискуссии, как в Большом".

Читайте также:
Александр Ведерников покинет пост главного дирижера Большого театра