14.07.2009 | 11:57

Первый шаг к славе: в музыкальных ВУЗах начались вступительные экзамены

В эти дни сотни выпускников музыкальных школ и училищ буквально осаждают двери Московской консерватории и Российской Академии музыки. В крупнейших музыкальных вузах страны полным ходом идут вступительные экзамены. Исполнение концертной программы, гармония, сольфеджио – это далеко не полный список специальных предметов, которые должны сдать абитуриенты. А пресловутый "абсолютный слух", вопреки распространенному мнению" - отнюдь не главное требование к будущим Рихтерам и Ойстрахам. Репортаж "Новостей культуры".

В переводе с итальянского слово "консерватория" буквально означает – "хранилище". И действительно, прежде всего, здесь стараются сохранить традиции, заложенные основателем Николаем Рубинштейном. Требования к абитуриентам строгие вплоть до того, что им даже запрещено пользоваться лифтом – вдруг он застрянет и будущий студент не сможет вовремя сдать вступительный экзамен.
Трубач Николай Афонин пришел поступать в Консерваторию сразу после армии, причем служил он отнюдь не в оркестре, а в обычных войсках. Но любовь к музыке была столь велика, а желание попасть в Московскую консерваторию столь сильно, что он поспешил сменить военную форму на костюм и галстук: "Обучение в Консерватории открывает окно в мир. Оркестры все самые крупные набирают свои кадры в первую очередь из Московской консерватории".

Труднее всего пианистам – в оркестрах их не ждут. Играть на рояле – это значит, быть либо солистом, либо концертмейстером. Конкуренция высока. Ксения Кнорре, пианистка, доцент Московской консерватории, говорит: "Конечно, атмосфера накаленная, дети волнуются и очень трудно объяснить человеку, когда он спрашивает, почему он не соответствует. Это критерий, который накапливается годами, длинной профессиональной историей".
Действительно, понять, насколько объективны члены комиссии, не сможет никто. Музыка – это не точная наука и часто педагоги руководствуются лишь одним критерием "нравится – не нравится". Впрочем, с этим утверждением не согласен проректор Российской Академии Музыки имени Гнесиных Виктор Власов: "Есть совершенно очевидные критерии, которые отчасти можно сформулировать или которые не нуждаются в формулировке. Человек слышащий, знающий, оценивает не только то, что сейчас слышит, но и то, что из этого может получиться в дальнейшем".
В Российской Академии Музыки в отличие от Консерватории, можно научиться не только играть на рояле: есть например, очень сильная кафедра баяна и аккордеона.
Фридрих Липс, заведующий кафедрой баяна и аккордеона РАМ имени Гнесиных ждет вступительных экзаменов с нетерпением: "Обновление студенчества – это как обновление природы каждую весну. Новая молодая поросль. Мы ждем, что придут новые таланты. Конечно, многих из них мы уже слышали заранее – на конкурсах, мастер-классах".

Еще одна особая кафедра – эстрадно-джазовая. Именно Гнесинскую Академию закончили Зыкина, Кобзон и другие известные эстрадные артисты. Кто знает, кем станут в ближайшем будущем эти нарядные мальчики и девочки?
Артур Лоран, саксофонист, абитуриент РАМ имени Гнесиных рассказывает: "Атмосфера среди поступающих очень дружественная. Вроде, мы конкуренты, но все равно все друг друга поддерживают. Очень много друзей поступает из различных учебных заведений".

В более консервативном заведении на Большой Никитской, конечно, не учат баяну или эстрадному пению. Зато академический вокал в большом почете. Бывает, что на 15 мест поступает 600 человек.
Раньше хорошие голоса искали сами педагоги. Рассказывает Петр Скусниченко, декан вокального факультета Московской консерватории: "Профессора по всей России собирали по одному голосу. Даже я участвовал в этом рейде. Притащили какого-то протодьякона, бас. Он проучился, правда, здесь два месяца или три. Его бабушки приехали и украли обратно в свой приход. Но это такой голос был!".

Некоторые абитуриенты стараются подать документы одновременно в два учебных заведения, рассчитывая на то, что если не повезет в одном, в другое точно примут. Они, беззаветно любящие музыку, пока еще не знают, что вступительные экзамены – это самое легкое испытание, которое ждет музыканта на весьма тернистом пути свободного художника.