14.07.2009 | 19:34

Борис Покровский. Вспоминая о великом учителе...

Сорок дней назад ушел из жизни Борис Покровский – великий режиссер, с именем которого связаны лучшие страницы истории отечественного и мирового оперного искусства. Он ревностно хранил традиции и в то же время был новатором, искренне верил, что "опера спасет мир". "Это моя жизнь, мое дыхание, одухотворение", – говорил мастер и великий педагог, воспитавший целую плеяду оперных звезд. Сегодня они вспоминают о великом учителе. Рассказывают "Новости культуры".

Борис Покровский принадлежал к такому типу людей, которые становились легендами при жизни. Почти все современные мастера отечественного музыкального театра считают себя учениками и последователями Бориса Александровича. Его уход сорок дней назад стал невосполнимой утратой для родных и коллег. Для русского музыкального театра, по мнению оперных режиссеров, начались сложные времена.

"Он задавал критерии. Сейчас его нет, и я боюсь, начнется этот хаос, уже начался, когда нет человека, который может сказать: "Это неправильно"", – замечает художественный руководитель театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман.

Борис Александрович мог быть резким. Кричал. Не соглашался. Не любил компромиссов. Ему прощали все, сознавая то, как Покровский любит театр, а не себя в театре. Количество знаменитых певцов, воспитанных им, неправдоподобно велико. Мастер всегда точно знал, в кого вкладывать силы и душу.

"Я бы, наверное, не стала певицей, если бы не встреча с ним. Хоть и поступила в театр сама, по конкурсу, но то, что он возбудил такой интерес, разбудил желание во что бы то ни стало быть оперной певицей, это от него, конечно, мне подарок", – признается народная артистка СССР Галина Вишневская.

Покровский присутствовал на репетициях Станиславского и Мейерхольда. Вспоминал, как, будучи еще молодым, сам первый раз вошел в Большой театр, чтобы провести репетицию. Его стоя приветствовали Козловский, Пирогов и Лемешев. Он навсегда запомнил тот урок великой внутренней культуры.

"Важно, чтобы его ход не привел к отрицанию добытых истин, с его помощью в том числе. О том, что такое оперное искусство, что такое воспитание оперного певца, что такое режиссура в опере", – говорит режиссер, художественный руководитель оперы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.

Он считал себя фаталистом. Никогда ничего не добивался, ничего ни у кого не просил. Шутил, что делает лишь то, чего от него хочет жизнь. Если бы он придумывал свою жизнь сам, она, скорее всего, была бы пошлой и лишенной вдохновения. Судьба распорядилась иначе.

В детстве Покровский мечтал быть вагоновожатым. Мальчишкой он даже сломал на своем пианино подсвечники. Ему казалось, что это ручки в трамвайном вагоне. Еще он очень любил церковь. Немногие знают, что дедушка Бориса Александровича был митрофорным протоиереем. Однажды Покровский признался ему, что перестал ходить в церковь, а стал каждый вечер бегать в театр. Но дедушка сказал, что Большой театр – это тоже храм духа.

В последние годы великий оперный режиссер огорчался, что жизнь подходит к концу. Мечтал получить в подарок еще 95 лет, но, вспоминая, что удалось сделать, успокаивался. Ему удалось создать профессию оперного режиссера и целую эпоху в музыкальном искусстве.

Все материалы о Борисе Покровском>>>