14.07.2009 | 19:36

Роб Нильсон и Сергей Соловьев на кинофестивале "Золотой абрикос"

Ему всего шесть лет, но он уже заслужил репутацию серьезного международного смотра. Кинофестиваль "Золотой абрикос" каждый год принимает в столице Армении почетных гостей – режиссеров с мировым именем. Среди них – Вим Вендерс, Фрэнсис Форд Кополла, Йос Стелллинг. В этом году в "звездном списке" ереванского смотра – Роб Нильсон и Сергей Соловьев. О рабочих фестивальных буднях мэтров режиссуры рассказывают "Новости культуры".

Сергей Соловьев выехал на полдня из Еревана, чтобы увидеть настоящую Армению – страну гор, камней и средневековых монастырей. В компании с любимой актрисой Татьяной Друбич, старинным другом, режиссером Романом Балаяном, и новыми ереванскими друзьями. Фотография на краю ущелья у монастыря Сагмосованк, под каменными сводами монастыря Санахин, у каменного креста "хачкар", и глоток воды из горного источника, что построен в XIII веке.

День у Сергея Соловьева выдался насыщенный. С утра он рассказывал о работе над фильмами "Анна Каренина" и "2-Асса-2" тем, кто увидит их впервые. Спустя пару часов он вышел на сцену кинотеатра "Москва", чтобы принять награду Министерства культуры Армении, которая называется "Мастер". Сергей Соловьев стал ее первым обладателем. Зал был полон зрителей, которые пришли на ереванскую премьеру второй "Ассы".

Перед показом режиссер собственноручно выкрутил звук на максимум. Говорит, атмосфера должна быть, как на рок-концерте. Интересно, покажется ли история времени наступивших перемен из "Ассы-2" армянским зрителям такой же близкой, как когда-то показалась им атмосфера ожидания перемен в первом фильме?

Другой почетный гость фестиваля "Золотой абрикос" – пионер цифрового кино и один из идеологов американского независимого кинематографа Роб Нильсон. "Мы все колонизированы Голливудом. Любой режиссер в Америке ощущает себя маргиналом, жителем окраин, мечтающим, чтобы его пустили в город. Но не об этом нужно мечтать. Лучше мечтать о возможном. Не циклиться на технологиях, работать с друзьями близкими и снимать такое кино, которое может изменить жизнь конкретных людей и целых сообществ", – считает режиссер.

Роб Нильсон – автор концепции "кино прямого действия". Если он снимает фильм о бездомных, то в нем снимаются бездомные. Если о фермерах – то фермеры. Документальная съемка используется для производства игровой картины с сильным авторским посланием.

В 1978 году он дебютировал фильмом "Северные огни", который был снят на 16-милиметровую пленку и состоял сплошь из крупных планов. Все это признаки малобюджетного кино. Впрочем, это не помешало ему получить награду Канского фестиваля. Эпичность и интимность, история страны, социальная идея и человеческая история – все необходимое для чувствующего и думающего зрителя в этой картине есть. В 1985 году Нильсон первым снял кино на цифру. Инструмент свободного режиссера – небольшую цифровую камеру – он и сегодня держит в руках.

"Я убежден, все может быть. Должны быть фильмы, снятые на телефон, для Интернета, для двадцати, шестидесяти, и шестиста зрителей, и для миллионов. Главное – задействовать жизненные ресурсы", – говорит Сергей Соловьев.

В стране, которая переживает кризис кинопроизводства, совет и пример мастеров мирового уровня имеет большое значение. Это хорошо понимают организаторы фестиваля "Золотой абрикос".

Все материалы о фестивале>>>