15.07.2009 | 12:21

Роза Шмуклер – еще одна из рода "фоменок"

В театральном мире шутливое прозвище "фоменки" – знак высочайшего качества. Так называют актеров, воспитанных режиссером Петром Фоменко. Роза Шмуклер – новое имя в рядах "фоменок". Пока она занята только в одном спектакле знаменитого театра – "Улисс", но зато играет в нем сразу несколько ролей. Дебют молодой актрисы был отмечен театральной премией "Хрустальная Турандот". Рассказывают "Новости культуры".

Маленький рост, безудержная энергия – при такой фактуре Роза Шмуклер рисковала всю жизнь играть подружек Незнайки. Но после окончания Петербургской театральной академии она за компанию с подругой отправилась в Москву, поступать в студию, созданную специально для выведения редкого актерского вида – "фоменок" второго поколения. Поступила и на втором году ученичества уже готовится к выходу на сцену.

"Здесь даже написано Роза-крошка", – показывает она. На одной вешалке – как минимум, шесть костюмов "крошки Розы". Таким урожайным на роли выдался ее дебютный спектакль "Улисс" в постановке Евгения Каменьковича. "Когда я читала инсценировку, не знала, кого я буду играть. Оказалось, все мое", – рассказывает актриса.

В театральном изложении романа Джойса участвуют всего две актрисы: Полина Кутепова играет Молли Блум, Роза Шмуклер – всех прочих женщин. Они хоть и прочие, но очень женственные, и все такие разные. Выразительная и эффектная Марта, диккенсовский заморыш – сестрица Стивена Дедала, Дилли. Страусиное перо в волосах, шлейф, кабареточные повадки – удивительно, но роль хозяйки ресторана играет все та же актриса. К тому же, она еще и поет прекрасно.

В третьем действии актриса внезапно превращается в знойную брюнетку Зою. На то, чтобы выйти из этого тулуз-лотрековского образа и обернуться гаврошем, у нее меньше минуты. "Я должна успеть скинуть парик, платье, туфли, быстро надеть ботинки мальчика, штаны, рубашку, кепку", – рассказывает Роза.

Коронный эпизод Розы Шмуклер в "Улиссе" – Герти МакДауэлл –мечтательница-хромоножка с женским журналом в руках. Энергичная характерность и ироничная остраненность – у нее в запасе есть не один способ заставить публику смеяться. И в то же время – фирменное "фоменковское" легкое дыхание, ажурный рисунок роли, диапазон и подвижность, которые позволяют сравнивать актерские работы в этом театре с виртуозным "бельканто". Все это тоже про нее.

В атмосфере тотальной театральной игры Роза Шмуклер своя. К актерской профессии она начала приглядываться еще в школе, студенты театральной академии учились через дорогу.

"Когда из школы возвращались, у них, наверное, как раз был перерыв на обед. Такие все красивые, они же ведь немножко играли. Как они бежали в тренингах через дорогу – кто со шпагой, кто с чем... На улице зима, а они в балетках бегают. Все это ужасно романтично", – вспоминает она.

Теперь, когда позади и четыре года академии и два года стажерской студии, Роза Шмуклер не перестает учиться. Ее мастер – сам Петр Фоменко.

"Он задает четкий рисунок. Актеры противятся этому – так, наверное, всегда. Интонации, язык тела – "мизанпозы", как он говорит, а мимика – "мизан лица". Секреты, да, выдаю?", – улыбается актриса. Впрочем, главный секрет Петра Фоменко – безошибочное чутье на индивидуальную актерскую органику и мастерство огранки. Талант Розы Шмуклер уже блестит, но сколько еще граней обнаружит в нем мастер!

Читайте также:
"Улисс" Джойса в постановке Каменьковича