15.07.2009 | 19:43

Советский взгляд на европейскую жизнь через объектив фотокамеры

"Курица не птица, Болгария не заграница" – слова известной советской шутки послужили названием выставки, которая открылась сегодня в Москве. В Фотогалерее имени братьев Люмьер представлены работы известных советских фоторепортеров 1960-х – 1970-х годов. Через объектив Валерия Генде-Роте, Владимира Лагранжа, Василия Егорова смотрел на мир Советский Союз. Сегодня эти снимки уже стали классикой отечественного фотоискусства рассказывают "Новости культуры".

В советское время негативы этих фотографий долго лежали "в столе" не за крамольное содержание, а просто из-за невостребованности официальной идеологией. Побочный результат поездок советских фотографов за рубеж.

"Они снимали официальный заказ – конфликты, социальную напряженность в зарубежных городах, странах. Одновременно, они гуляли по городу, узнавали мир, для многих неизвестный", – говорит куратор выставки Наталья Пономарева.

Неофициальные впечатления фотографов, которые ни они, ни жители страны Советов не должны были видеть, но так хотелось! Алексей Косыгин в роли вождя краснокожих или история, которая иллюстрирует расовые проблемы в США не хуже, чем рассказ об Анджеле Девис.

Заграничная жизнь, подсмотренная из-за железного занавеса. Здесь и Мулен-Руж без мифов и антуража – в дневное время суток мимо него люди ходят на работу, и Мерилин Монро, которая райской птичкой влетает в состав официальной делегации.

"Здесь нет задачи прославлять западный образ жизни, а здесь показаны красивые голливудские дивы, чистые улицы, полицейские. Причем, полицейские приятные, они улыбаются", – замечает куратор выставки Татьяна Гущина.

От фотокорреспондентов советских информагентств хотели получить картинку из серии "Нью-Йорк и Прага – города контрастов". Контраст, конечно, был виден. Только не совсем тот, который заказывали в редакциях. Поэтому фотографии не шли на печать, а оставались в архивах авторов. Зато теперь это целая эпоха в фотоискусстве.

"Военный период хорошо известен и за рубежом, и у нас, а 1960-е – 1970-е годы как-то провалились. А это был очень интересный период. Период подъема фотографии, в том числе репортажной. Появилось очень много любителей фотографии, фотоклубов", – продолжает Татьяна Гущина.

Один из представителей того времени – Владимир Лагранж – тогда молодой фотокорр. На выставке можно увидеть много его работ. На одной из них запечатлен молодой французский дизайнер. Кураторы выставки надеются со временем выяснить, какой именно. Впрочем, безымянный кутюрье – это далеко не единственная загадка, которую оставляют зарубежные репортажи о неизвестной тогда в Союзе жизни.