16.07.2009 | 12:25

Даниэле Финци Паска: "Всегда можно перехитрить судьбу"

"Клоун от бога, создающий ощущение чуда" – это о швейцарском режиссере Даниэле Финци Паска. Сегодня на Чеховском фестивале он представляет спектакль "Икар". Два года назад столичных зрителей покорил спектакль Финци Паска "Дождь". На этот раз режиссер привез сразу две работы. Сначала Москву окутал его "Туман", а сегодня публику ждет довольно неожиданная интерпретация мифа о прерванном полете. Рассказывают "Новости культуры".

Когда Даниэле Финци Паска впервые стал собираться в Москву, его бабушка, которой сейчас уже 103 года, не хотела отпускать внука. Боялась, что он влюбится. Говорила, уж очень красивые русские девушки. Даниэле в Россию все равно приехал и действительно влюбился. В Чеховский фестиваль. "Икар" – это уже третий спектакль, который швейцарский режиссер показывает в Москве.

"Это мой самый первый спектакль. Можно сказать, что в нем истоки всех моих будущих работ. Здесь нет никаких спецэффектов. Все очень просто", – говорит постановщик.

Из аэропорта – сразу в театр. Нужно проверить, все ли в порядке с декорациями. "Декораций – минимум, всего несколько объектов. Но они должны быть идеальны, здесь важна каждая деталь", – заверяет он.

Впрочем, самая главная деталь – это сцена. Своего "Икара" Даниэле играл более чем в двадцати странах, на разных театральных площадках. "Этот театр просто идеален для моего спектакля. Сцена прекрасная. Она как будто специально сделана для этой постановки. И зрители сидят очень близко", – добавляет Даниэле.

Для него это важно, ведь он общается с публикой. В начале спектакля спускается в зал и выбирает своего главного зрителя. "Это как танец. Представьте, что вы хотите пригласить кого-то на танец. Замечаете человека в толпе, подходите к нему и вдруг чувствуете, что это именно тот, с кем хотите танцевать. Иногда для этого нужна всего одна улыбка. И вы знаете, что это будет лучший танец в вашей жизни", – поясняет режиссер.

Своего избранника или избранницу Даниэле приглашает на сцену – по сюжету это больничная палата. Его герой рассказывает свою историю – грустную и в то же время веселую, нелепую и такую банальную. Он делится своей мечтой: убежать, освободиться от запретов, забыть о правилах. Любопытно, что история о жаждущем свободы клоуне родилась у Даниэле Финци Паска в условиях, очень далеких от свободы.

"Задумка сделать это спектакль появилась у меня много лет назад, когда я был на недолгих каникулах... в тюрьме. За отказ служить в швейцарской армии", – рассказывает Финци Паска.

Театр или цирк – чего больше в его спектаклях? Со сцены Даниэле всегда говорит о серьезных вещах, но почему-то в клоунском обличии. "Клоуны всегда говорят очень важные вещи, но делают это как-то по-глупому, неправильно. Но в этом, мне кажется, и есть прелесть клоуна. Говорить о серьезном с глупым лицом", – замечает он.

Полтора часа Финци Паска смеется и плачет, делает всевозможные пируэты, несколько раз переодевается и при этом держит внимание зала, не отпуская его ни на минуту. "Вы спрашиваете, легко ли это? Нет, на сцене ничего не бывает легко. И в то же время никаких сложностей. Ты просто должен в совершенстве владеть языком театра", – говорит он.

И тогда совсем неважно, на каком языке идет спектакль – на итальянском, французском или английском. Главная мысль ведь и так понятна. "Всегда есть возможность и путь для того, чтобы убежать от реальности. Всегда можно перехитрить судьбу", – считает режиссер. А значит, всегда есть надежда. Кажется, именно об этом и рассказывает история Даниэле Финци Паска.

Все материалы о фестивале>>>