16.07.2009 | 19:33

О конкурсной программе кинофестиваля "Золотой абрикос"

За шесть лет существования Международный фестиваль "Золотой абрикос" у смотра сложились свои традиции. В его программе – ретроспективы, мастер-классы и три конкурса – национальных, документальных и игровых фильмов. Последний вызывает наибольший интерес у зрителей и критиков. Из двенадцати картин большая часть уже представлена жюри. Рассказывают "Новости культуры".

"Сават ханем!" – это армянское выражение норвежская актриса Сири Мюллер освоила три года назад на съемках фильма "Сплетенные параллели". Бывают такие обстоятельства, что и линии параллельные пересекаются, и армяне с норвежцами встречаются.

"Пожалуй, армяне и норвежцы очень разные. Но ведь и у непохожих людей может быть общий опыт. Моя мама родилась в 1933 году и помнит, как в Норвегии появились советские военнопленные. Среди них был и тот солдатик армянского происхождения, в котрого по сюжету фильма, я влюбляюсь", – рассказывает актриса.

Основанный на реальных событиях Второй мировой войны дебютный фильм Ованеса Галстяна стал прорывом по трем фронтам: это первая в истории кино норвежско-армянская ко-продукция, первый после распада СССР армянский фильм, закупленный российским прокатом, и впервые армянский режиссер участвует в основном международном конкурсе фестиваля "Золотой абрикос". Несмотря на то, что его фильм уже успел принять участие в Московском кинофестивале, попасть на фестиваль в Ереване Ованес Галстян был очень рад. "Он имеет огромное значение для интеграции армянского кино в мировой процесс", – считает режиссер.

Программа основного конкурса фестиваля действительно может претендовать на описание мирового кинопроцесса. География производства фильмов-участников широка: Турция и Иран, Индонезия и США, Польша и Франция, Афганистан и Грузия. Есть в программе и картина, которая представляет Россию.

Андрей Хржановский привез в Ереван фильм об Иосифе Бродском. О великом поэте он повествует на языке высокой поэзии. В обход всех трендов, жанров и даже видов кино. Игровое, анимационное и документальное – зачем это деление? Пусть будет просто высокохудожественное, считает Андрей Хржановский.

"Кино в моем понимании – грандиозный и неделимый вид искусства. Слияние разных видов кино возможно в одном произведении. Это мне интересно, а может быть, и зрителю", – говорит он.

Удивительно, но интеллектуальный герой у Хржановского настолько человечен, а экспериментальный киноязык настолько эмоционален, что фильм его и правда может пользоваться равной любовью и у жюри кинофестивалей, и у зрителей. Он уже получил приз фестиваля "Зеркало" на родине Тарковского, "Хрустальный глобус" в Карловых варах и признание зрителей в Роттердаме. Для фестиваля, который не борется за право первого показа, такая предыстория – просто знак качества.

"Вы можете увидеть фильмы из программ Ротердамского фестиваля, Пусаннского – все это наши партнеры", – замечает художественный руководитель фестиваля "Золотой абрикос" Сюзанна Арутюнян. Так, по фестивалям-партнерам она собрала двенадцать картин. Сюзанна Арутюнян пренебрегает противопоставлением авторского кино зрительскому и находит фильмы, в которых автор эмоционально воздействует на публику и на членов жюри.

"Очень хорошая атмосфера и замечательная серьезная программа. Мне трудно будет выбрать всего два фильма", – признается член жюри фестиваля Нана Джорджадзе (Грузия).

""Золотой абрикос" всего за шесть лет успел приобрести репутацию самого значительного кинособытия в регионе. Строгий отбор конкурсных картин обеспечивает очень высокий уровень программы", – замечает член жюри фестиваля Арсине Ханджян (Канада).

За окончательный консенсус в выборе лучшего из двенадцати отвечает японский режиссер Кохей Огури. А он смотрит вперед и вглубь. "Кино должно измениться. Изображение внешней динамики сегодня – дело телевидения и Интернета. Кино же предстоит показывать не поверхность, а глубину. Как ни парадоксально, но если это визуальное искусство хочет выжить, ему нужно полюбить невидимое", – убежден он.

Огури шутит: "По сравнению с коллегами по жюри я очень молчалив". А еще нетороплив: за двадцать восемь лет кинокарьеры он снял всего пять фильмов. Такой же личный и штучный продукт высматривает он и в конкурсе фестиваля "Золотой абрикос".

Все материалы о фестивале>>>