17.07.2009 | 13:20

Даниэле Финци Паска: "Говорить о серьезном с глупым лицом"

Еще одну работу показал в Москве, на Чеховском фестивале, Даниэле Финци Паска – знаменитый режиссер, хореограф и клоун, основатель швейцарско-итальянской труппы "Театро Сунил". Вслед за спектаклем "Туман" фестивальной публике представлен моноспектакль "Икар" – постановка, которую называют "театром одного клоуна". Трагический и величественный античный миф в своеобразном пересказе одного из самых серьезных и мудрых клоунов мира. Рассказывают "Новости культуры".

Спектакль "Икар" - это тот редкий случай, когда перед началом волнуются не только актеры. Впрочем, точнее будет сказать, не только актер, ведь это моноспектакль. Переживают и зрители. Каждый из них сегодня может оказаться на сцене, один на один с Даниэле Финци Паска.

"Еще до начала спектакля я приглядываюсь к зрителям, наблюдаю за тем, как они двигаются, пытаюсь почувствовать их запах. Я должен найти одного самого верного человека. И пока я еще ни разу не ошибся", – говорит он.

Кажется, не ошибся Даниэле и на этот раз. В зале он долго искал своего самого главного зрителя, и когда нашел, пригласил на сцену.

"Как только вывел меня на сцену, он меня взял за руку, и вот это ощущение, что тебя ведут за руку, и что все будет в порядке, оно на протяжении всего спектакля меня не покидало", – признается зрительница Мария Шамфарова.

Клоун, у которого, кстати, нет даже имени, делится с Марией своей мечтой: убежать, освободиться от запретов, забыть о правилах. Эту историю он рассказывает уже не один год, в разных странах и, тем не менее постоянно преподносит сюрпризы. В первую очередь самому себе.

"Спектакль каждый раз другой. Не только в новой стране. Но вообще каждый вечер рождается новый спектакль. Это зависит от того, кто вместе со мной на сцене – ребенок, женщина, молодой человек или старик. С каждым я буду говорить немного по-разному", – поясняет Финци Паска.

Он говорит о серьезных вещах в клоунском обличии и делится клоунской философией. Да, такая тоже есть. "Клоуны всегда говорят очень важные вещи, но делают это как-то по-глупому, неправильно. Но в этом, мне кажется, и есть прелесть клоуна. Говорить о серьезном с глупым лицом", – добавляет он.

Эта история о жажде свободы родилась в тюрьме. Даниэле Финци Паска угодил туда из-за отказа служить в швейцарской армии. "Был там на каникулах" – так он сам шутит. Так, в "Икаре" грустное переплетается с веселым, банальное – с нелепым. Чего здесь больше – трагедии или комедии – даже сам Даниэле не сможет ответить. "Я всегда хочу вызвать у зрителей очень разные эмоции. Я хочу, чтобы они смеялись, но чтобы смех этот был сквозь слезы", – заверяет актер.

"Потрясающе, правда! Я не знаю, как это было со стороны, а изнутри –наверное, ничего похожего я не испытывала никогда", – признается Мария Шамфарова.

В "Икаре" нет шекспировских страстей и замысловатого сюжета, но полтора часа зрители сидят, как зачарованные. Мистика? Скорее, чудо. Именно такое ощущение дарит спектакль. А чудеса ведь так редко случаются в реальной жизни.

Все материалы о фестивале>>>