17.07.2009 | 13:45

Жизнь Александра Солженицына в фотографиях и книгах

В Государственном литературном музее открылась передвижная выставка памяти Александра Солженицына. Она задумывалась как юбилейная, но писатель не дожил всего несколько месяцев до 90-летия. Впервые экспозиция увидела свет в сентябре, через месяц после ухода писателя из жизни. Ее с большим успехом показали и в рамках Международной книжной ярмарки во Франкфурте. Приближается первая годовщина со дня кончины Александра Солженицына, и к ней приурочено открытие обновленной экспозиции, куда вошли не только редкие фотографии и более двух сотен книг из собрания семьи Солженицыных, но и личные вещи писателя. Рассказывают "Новости культуры".

Выставка занимает совсем мало места, но ее образное решение дает полное представление об основных этапах жизни Александра Солженицына. Пространственно экспозиция делится на две истории: одна – в фотографиях, другая – в книгах. От шестилетнего Сани до политзаключенного, от нобелевского лауреата до вермонтского затворника, от самиздата и первой публикации "Одного дня Ивана Денисовича" до переводов "Архипелага ГУЛАГ" на десятки языков. Широко отмечать 90-летие Александр Исаевич не собирался. Собственных юбилеев он не любил, но согласие на выставку дал, чего не ожидали даже близкие.

"Это наша дружная семья, и даже Митя и Аня помогали писать ярлычки к этой выставке – то есть описывать книги. Так что это было семейное дело. Мы с младшим сыном Степаном сидели, переводили на английский эти названия, и в этот момент меня позвал Александр Исаевич в полдесятого вечера, и начался его уход. Так что выставка эта лично для нас связана с ним", – рассказывает вдова Александра Солженицына – Наталья Солженицына.

Внуки Солженицына вполне могут начать знакомство с языками мира по книгам дедушки.

На одной из фотографий – старший сын Солженицына Ермолай. Он говорит, что помнит ощущение полета, когда отец подбрасывал его вверх, но больше воспоминаний связано с вермонтским периодом. "Отец все лето работал на улице, он любил свежий воздух, это давало уединение, тишину, возможность мыслить", – говорит Ермолай Солженицын.

Он любил писать маленькими карандашами, везде возил их с собой в сапожке-пенале. Ежедневно сверялся с барометром, доверяя ему больше, чем официальным прогнозам погоды. Очки для чтения, очешник, типичный для жителя Вермонта, старинные ножницы – других он не признавал – как много вещи могут рассказать о своем владельце.

"Полевая сумка, с которой он путешествовал до 1998 года. Видно, как аккуратно разложены карандаши, ручки, приготовлена бумага. То есть это вещь, которая прошла с ним всю жизнь", – замечает сотрудник Государственного литературного музея Наталья Реброва.

Выставка будет гостить в Литературном музее до середины сентября, а потом снова сменит свой адрес. Возможно, она станет частью музейной коллекции Дома русского зарубежья, которому не так давно было присвоено имя Александра Солженицына.

Читайте также:
Выставка "Памяти Александра Солженицына"