18.07.2009 | 22:19

Юрий Любимов ставит "всего Гоголя"

По воле художественного руководителя в Театре на Таганке конец сезона – это начало работы над новым спектаклем "Арабески". Юрий Петрович Любимов ставит Гоголя. Вряд ли можно утверждать, что Любимов бережно обходится с текстами классиков. Сказать, что небрежно, ни в коем случае нельзя. Сколько в спектакле будет от Гоголя, а сколько от Любимова, предположить сложно. Это известно только самому мастеру, работа которого над спектаклем сама по себе становится настоящим зрелищем. Рассказывают "Новости культуры".

Юрий Петрович Любимов за решеткой. Так устроен репетиционный зал Театра на Таганке. Говорят – недостаток места, но есть тут намек и на страдательную биографию мастера, и на атмосферу строгой дисциплины, которая царит в этом театре.

К премьере все будет соответствовать режиссерскому замыслу. А замысел непростой. Юрий Любимов ставит не пьесу, а "всего автора". Как Мейерхольд завещал. Автором на этот раз стал Гоголь. В 1978 году на Таганке уже выпускали один такой гоголевский спектакль. Он назывался "Ревизская сказка". Название новой постановки – "Арабески".

"Я другой путь избрал: его взгляды на искусство, на вещи духовного порядка. Он ведь, знаете, верил, что главная цель его жизни – монашество", – говорит режиссер.

"Арабески" Гоголя – это причудливый сборник, в который вошли и научные статьи, и искусствоведческие эссе, и главы исторического романа, и три повести. "Арабески" Любимова – из других ингредиентов: немного из "Старосветских помещиков", немного из "Выбранных мест", из переписки с матерью и воспоминаний современников. Все для того, чтобы увидеть многоликого Гоголя. В "Ревизской сказке" образ Гоголя двоился, в "Арабесках" – троится.

"Одному сложно, очень сложно, а трое могут как-то разбросать эти реплики, чтобы в итоге сложилось", – замечает Любимов. "Гоголь был слабого здоровья, и у него никогда не было денег. Все время их добывал, хотя славу он имел еще при жизни", – добавляет он.

"У тебя какой-то необыкновенный ребенок, вундеркинд", – объясняет режиссер актрисе Людмиле Селютиной. Ей предстоит играть не только матушку Гоголя, но и старосветскую помещицу, и даже саму себя.

Гоголь в любимовских "Арабесках" будет купаться в музыке: народные песни, три певческих фрагмента композитора Владимира Мартынова и произведения Альфреда Шнитке в исполнении самих артистов Театра на Таганке.

Вся полифония средств сценической выразительности будет работать на развитие образа Гоголя. Споются и сыграются артисты Юрия Любимова к ноябрю, тогда любимовского Гоголя увидят и зрители.