20.07.2009 | 12:25

Татьяна Лиознова: "На том, что нельзя, можно очень многое построить"

Сегодня отмечает юбилей режиссер Татьяна Лиознова. Когда-то ее отчислили с первого, испытательного курса ВГИКа за неуспеваемость. "С тех пор свое право быть режиссером я доказываю всю жизнь", – говорит Татьяна Михайловна. Она сняла не так много картин, но каждая из них надолго запоминалась зрителям: "Евдокия", "Три тополя на Плющихе", "Карнавал" и, конечно же, легендарные "Семнадцать мгновений весны". Рассказывают "Новости культуры".

Эта женщина однажды перевернула жизнь советских граждан. На заводах и фабриках останавливалась работа, даже первые лица государства плакали над перипетиями судьбы разведчика Исаева. Татьяна Лиознова любит вспоминать случай, когда Леонид Брежнев после одной из серий звонил Екатерине Градовой, игравшей радистку Кэт, успокаивал, спрашивал – как семья. А Фиделю Кастро пришлось показать своим министрам весь фильм сразу, чтобы больше не сбегали с заседаний правительства.

"Мы были в санатории, и мы бегали – "Штрилиц пошел!". У кого больше телевизор, у кого меньше телевизор. Как интересно, как же здорово!" – вспоминает народная артистка СССР Инна Макарова. Восхищенная зрительница рассказывает, что в то время была очень рада за студенческую подругу. Вместе с Лиозновой они учились во ВГИКе у Герасимова. Она играла в ее первой постановке "Кармен".

"Она мне жизнь повернула, потому что Фадеев, который присутствовал на этом показе, сказал: "Ну что же искать. Я не знаю про Кармен, но то, что это Люба Шевцова, я Вас уверяю", – продолжает Инна Макарова. Так она получила свою первую главную роль в "Молодой гвардии", а Татьяна Лиознова стала помощником режиссера по актерам. Эпизод из студенческой картины тоже вошел в фильм.

Открывать новых актеров или открывать в известных актерах что-то новое оказалось особенностью режиссера Лиозновой. В ее фильмах в необычных образах блистали Людмила Хитяева, Татьяна Доронина, Олег Ефремов и весь ансамбль картины "Семнадцать мгновений весны".

"Ведь это же пятьсот артистов, и у каждого своя характеристика, у всех свой образ", – замечает народный артист РСФСР Вячеслав Шалевич. Он мечтал попасть в картину "Семнадцать мгновений весны". Еще раньше, на съемках фильма "Три тополя на Плющихе" он полюбил стиль работы Татьяны Лиозновой.

"Это лиричная и пронзительная женщина. Я никогда не забуду, когда снимали "Три тополя", она все ходила вокруг магнитофона и слушала эту песню Пахмутовой. Я говорил: "Татьяна Михайловна, что вы ее слушаете постоянно?", она говорит: "Я хочу, чтобы она вошла в фильм, но еще не знаю как". Она умела импровизировать внутри сценария", – продолжает Вячеслав Шалевич.

Такой же импровизацией стала и самая известная сцена "Семнадцати мгновений". Встречи Штрилица с женой не было в сценарии. На идею натолкнул разведчик, который консультировал Лиознову во время съемок. Он рассказал случай, когда его встреча с женой длилась всего несколько секунд. Он видел ее в окне проходящего поезда и даже не мог помахать рукой.

"Как-то она мне сказала: "На том, что нельзя, можно очень многое построить". Если вспомним встречу с женой – запрет, который невозможно преодолеть, вызывает наше сочувствие и сострадание. В ее фильмах это приобретает очень высокую ноту. Если вы посмотрите ее фильмы – там нету ни одного пустого места незаполненного. Все наполнено ее энергией", – заверяет Андрей Эшпай, ученик Татьяны Лиозновой.

С начала восьмидесятых, когда вышла ее картина "Карнавал", Татьяна Лиознова больше не снимает. Объясняет это тем, что не чувствует, чем дышит сейчас аудитория. Но та, другая аудитория, которую режиссер так тонко чувствовала, ее не забывает. После каждого очередного показа "Семнадцати мгновений" она получает письма от поклонников.

Все материалы о Татьяне Лиозновой>>>