21.07.2009 | 11:46

Театр "Около дома Станиславского" не может играть спектакли

Театр "Около дома Станиславского" часто называют настоящим "домом московской интеллигенции". Но сама труппа, фактически, оказалась без дома. В 2004 году основную сцену театра уничтожил пожар. Коллектив переехал в крохотный репетиционный зал, непригодный для приема зрителей по нормам той же противопожарной безопасности. Осенью малой сцене грозит закрытие по решению суда, а реконструкция основного здания в очередной раз откладывается. Художественный руководитель театра Юрий Погребничко объявил о невозможности играть спектакли в Москве. Наступит ли для одной из лучших столичных трупп "мертвый сезон"? Рассказывают "Новости культуры".

Их приглашает на гастроли мэр Парижа лично, их ждут и в других мировых столицах. За двадцать лет существования театр заслужил любовь настоящих ценителей искусства, восторги критиков, известность на театральных фестивалях, но только не материальный капитал.

Премьера на сцене театра "Около дома Станиславского" – как обычно, зал на шестьдесят мест полон. Японскую пьесу "Конский хвост" поставил ученик Юрия Погребничко Алексей Шендрик. Тема одиночества в мегаполисе звучит на сцене, а за кулисами главным мотивом стало крушение надежд.

"Вот, мы играли премьеру. Не знаю, видел зритель или нет, на нас капало. Мы сидели, а на нас капало с крыши", – говорит актер Александр Орав.

Студенты мастерской Юрия Погребничко совсем недавно зачислены в труппу. Однако для того, чтобы спектакли жили, им необходима сцена. А сцены нет уже пять лет.

"У нас был очень большой репертуар. Там был и "Гамлет", и "Вишневый сад", и все, что мы не играем, "Чайка" Чехова. Та сцена была большая. Неглубокая, но с большим зеркалом. Вот декорация стоит. Она деревянная. Ее вынесут на улицу, и к началу сезона ее не будет", – объясняет Юрий Погребничко.

Пять лет после пожара театр ждал. Обещали реконструировать старое здание. Как говорят в коллективе, "жили на одной ножке". Теперь подготовка проектной документации отодвинулась на 2011 год. За этим последуют годы строительства. В общем, царит атмосфера неопределенности.

"Режиссер – человек, который создает свой мир, и ты его ни с чем не спутаешь. И в этом смысле театр Погребничко – это театр со своим миром. Это какое-то свое, особое пространство в городе Москве", – говорит театральный критик Ольга Егошина. Она считает, что удаление одного театра из московской культурной среды будет напоминать разрыв в экологической цепочке.

"Можно спорить об эстетике, об этике Погребничко, нужен ли этот театр, необходим ли он тебе, но что он совершенно точно необходим культуре, это сомнениям уже не подлежит. Театр Погребничко за двадцать лет уже врос в это место. Им действительно важно это место, что здесь эти церкви, что здесь живут эти люди", – добавляет Ольга Егошина.

Это здание XIX века, бывшая конюшня. Стены разъедает грибок, из окон сквозит ветер. Хранилище для декораций – это вообще переделанный двор. Юрий Погребничко показывает закулисье театра: "Здесь был проход на другую сцену, здесь лежит реквизит, потому что его некуда положить". "Мне жалко. Ребята уже играют и уже неплохо. Они только отработали. Они же занимаются", – добавляет режиссер.

С экологией культуры спорит экология природы. За то время, что театр ждет решения своей судьбы, на сцене и в фойе выросли цветы. "В общем, здесь стало еще лучше, чем было. Это совершенно точно. Потому что крыши нет – красиво. Но и было ничего. Зато было тепло. Здесь был буфет – гордость директора. Он только-только его сделал, и он тут же сгорел. Такова жизнь. И большие бывают потери", – замечает Погребничко.

Так, в самом центре города существует театр, который находится не только около дома Станиславского, но еще и около консерватории, Государственной библиотеки, около Московского университета. Он гармонично вписан в культурное пространство города. И не важно, каковы причины, по которым его спектакли не будут играться именно здесь. Просто в Москве может стать одним хорошим театром меньше.