25.06.2012 | 12:40

Международный театральный фестиваль "Академия"

Увидеть традиционную классику и получить представление о модных театральных тенденциях – такую возможность дает своим зрителям «Академия», международный театральный фестиваль в Омске. В программе - 14 лучших спектаклей из 5 стран мира. Сплошь театральные шедевры, успевшие получить на родине очень высокую оценку. Рассказывают «Новости культуры».

Билеты на спектакль «Калигула» литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса были распроданы буквально за шесть часов. Театр Наций, который открыл фестиваль этой постановкой, заверил публику: «Просто не будет!». Уличный Театр «Ликвид», разыгравший в самом центре Омска карнавально-абсурдую «SVADьБУ», добавил - и тихо не будет.

«Главной интригой «Академии» стал приезд в город на Иртыше одного из старейших в Европе, созданного еще в середине XVIII века по указу императрицы Марии Терезии как ответ парижскому «Комеди Франсез» австрийского «Бургтеатра».

Несколько сотен килограммов глины и этот изготовленный по специальному заказу миксер. За пару часов до спектакля замешают раствор. Глиняной массой устлан весь пол в постановке культового немецкого режиссера Маттиса Хартманна.

Режиссеру понравилась идея привезти «дворцовый» театр в Сибирь.

«Мы еще не были так далеко от российских столиц. Но, как нам кажется, здесь в Омске, этот фестиваль собирает некий театральный паззл, предлагая зрителю все многообразие мира театра», - отметил автор инсценировки Клаус Мисбах (Австрия).

Идею будущей комедии о коррупции судебной системы драматург Клейст задумал после того, как увидел гравюру французского художника Жан Жака Ле Во «Судья, или Разбитый кувшин» в 1782 году. С тех пор, уверен режиссер Хартманн, мало что изменилось. В отличие от актеров из национального театра Австрии, которые, шагая по глине, оставляли на сцене следы, их коллеги из Александринки звучно резали лед. Для гоголевской «Женитьбы» актеры драмы встали на коньки.

Это уже третья «Женитьба» в творчестве Валерия Фокина. В этой постановке комическое лишь оттеняет по-прежнему главное: человеческое одиночество

«Мы сегодня утеряли в театре некую просветительскую функцию. Через театр можно многое передать, через эти импульсы, которые идут со сцены. Эту просветительскую функцию не то что нужно возвращать, за нее нужно бороться. Сегодня ситуация такая, что за это нужно биться», - уверен художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина Валерий Фокин.

Евгений Марчелли – особый гость. Несколько сезонов он был главрежем Омского драмтеатра. На фестивале он представил спектакль, поставленный им в Ярославском театре имени Волкова - «Екатерина Ивановна» по пьесе Леонида Андреева.

«Мне кажется, театр должен быть живым, востребованным, горячим. И соответствовать сегодняшнему дню, сегодняшнему времени», - убежден режиссер Российского государственного академического театра драмы имени Ф. Волкова Евгений Марчелли.

Чтобы провести в Омске нынешнюю фестивальную «Академию», в течение двух лет организаторы отсмотрели несколько десятков спектаклей. За новинками не гнались. В афише – лишь проверенные временем образцы.

«Нужно помнить о том, что слово «академия» двояко. С одной стороны, это некая крепость, где сохраняется уже отобранное, лучшее, что есть, а с другой стороны, это то место, куда можно прийти и чему-то научиться», - отметил арт-директор III Международного театрального фестиваля «Академия» Роман Должанский.

Продолжить академический курс публика сможет до 26 июня. Фестиваль завершит Академический Малый драматический театр –Театр Европы Льва Додина спектаклем по пьесе Чехова «Три сестры».