23.07.2009 | 11:40

Украинское искусства: от фольклора до авангарда

Cлово "плахта" знакомо всем, кто внимательно читал произведения Николая Гоголя. Это разновидность вышитой юбки – один из стилеобразующих элементов украинского женского национального костюма. Оценить красоту традиционных орнаментов и ее преломление в творчестве мастеров украинского авангарда приглашает выставка "Похвала плахте", которая открывается сегодня в столичной галерее "Проун". Как "народный примитив" стал частью нового искусства XX века, выясняли "Новости культуры".

Казалось бы, обычный ковер, по-украински – "кылым". На Полтавщине такие кылымы стелили на стол, когда устраивали застолье. На самом деле, как из гоголевской шинели вышла вся русская литература, так из этого ковра вышел весь украинский авангард.

Искусствоведы утверждают, что повторяющийся орнамент – не просто "красивость". Это защита от пустоты, от хаоса. Конечно, искусствоведам виднее…. В XX веке из полтавских мазанок, где украинские ткачихи по ночам вышивали эти ковры, национальные мотивы перекочевали в мастерские художников-авангардистов. Это тоже хэнд-мейд, ручная работа.

Искусствовед Екатерина Иноземцева рассказывает: "Перед нами две книги стихов Екатерины Немайер, оформленные Василием Ермиловым, одним из главных представителей украинского радикального авангарда. Это вещи не тиражные. Ермилов использовал орнаментальную форму, освобождая ее от декоративности".

Новое, как известно, это хорошо забытое старое. На Украине национальную культуру по большому счету никогда и не забывали. Художник Микола Маценко плоть от плоти – сын Западной Украины. И картины его, хотя и на современном материале, но сохраняют национальные традиции. "Я пробовал разные вещи, - говорит художник. – Делал инсталляции из полиэтилена, но я почувствовал, что это игра в ежика на финише. Это не пройденный нашей культурой путь. И так получилось, что я отпустил все наносное и вошел в ту реку, из которой вышли все".

Цветы как символ рая – из XIX века, из той же Западной Украины, а туда попали из католической Европы. Это не картины – иконы на стекле. "Обратная сторона украинской иконы на стекле так же прекрасна, как передняя, - говорит куратор выставки Марина Лошак. – Если эту икону посмотреть на свет, она светится как витраж".

Николай Чудотворец, ветхозаветная Троица, Богородица… Доморощенные украинские художники писали эти иконы для своих же односельчан. По-своему преображая евангельские сюжеты.
"Те художники, о которых мы говорим на выставке, опирались на историю иконы, шли от ее цвета, формы, от ее абсолютной искренности и открытости, имея ввиду ощущение точного национального самосознания", - говорит Марина Лошак.

В XX веке эти цветы буйно расцветут на картинах украинских художников-примитивистов. Работы Марии Примаченко даже будут выставляться на выставке в Париже. О чем, конечно, и мечтать не могли безвестные украинские ткачихи и иконописцы-самоучки. Так и сплетается эта причудливая вязь на картинах украинских художников, связывая времена минувшие и времена нынешние.