23.07.2009 | 12:26

Семен Аранович. Кино правды и человечности

"В хронике стремиться к художественности, в игровом материале – к хроникальности", – записал однажды в дневнике кинорежиссер Семен Аранович. Он пришел в кино из морской авиации, мечтая снять фильм об одиночестве летчика в полете. Уже после смерти мастера критики стали говорить: "Аранович создал поразительные документы о высоте человеческого духа". "Документальна" каждая работа режиссера – будь то легендарные "Торпедоносцы" или фильм-портрет "Личное дело Анны Ахматовой". Он не балансировал между жанрами, а создал собственный "жанр правды и человечности". Сегодня со дня рождения Семена Арановича исполняется 75 лет. Рассказывают "Новости культуры".

Документалистика или игровое кино – такой выбор режиссер Семен Аранович перед собой не ставил. Он стремился удержаться на стыке, практически смешивая жанры. "Прошел по пограничью" – так говорят о нем кинокритики.

"Во всех своих документальных фильмах, которые он посвятил уникальным личностям – Ахматовой, Шостаковичу, он находил уникальность личности и умел рассказать об этом художественно. То есть он из документального кино делал почти игровое", – говорит кинокритик Лариса Малюкова.

"Он чувствовал, что если происходит какое-то событие, то его надо зафиксировать на пленку. Например, когда умерла Анна Ахматова, они поехали в Комарово, на кладбище, и снимали там. Он даже не знал еще, будет или не будет делать этот фильм, но он понимал: если происходит что-то значительное в жизни, надо это зафиксировать", – рассказывает ученик Семена Арановича – Андрей Кравчук.

Фильм "Личное дело Анны Ахматовой" вышел только в 1989 году. Из-за несанкционированной съемки Арановича перевели в ассистенты – за то, что "потратил государственную пленку на съемки частного лица". Аранович был раздавлен. "Ничего было нельзя, – вспоминал он. – Я пришел в кино не для того, чтобы делать поправки или следовать чьим-то инструкциям".

На долгие годы он ушел из документалистики, сняв за это время больше десятка игровых картин: "Противостояние", "И другие официальные лица", "Рафферти", "Торпедоносцы".

"Он игровое кино старался снимать, как документальное. "Торпедоносцы" – это фильм не автобиографический, но о чем-то таком, что он хорошо знал. Он же был военным летчиком, служил в Соловках, разбился, три года в госпитале, он знал жизнь летчиков", – говорит Андрей Кравчук.

"Кульминация его пути – пути к подлинности, к достоверности, к факту. Через факт открыть дух этого времени. Вот эту симфонию подробностей, которая существует в фильме, они создавали в ручную. Ничего не сохранилось, они сами делали ремешки летчикам", – поясняет Лариса Малюкова.

Последним и незавершенным проектом Семена Арановича стала картина "Агнус Деи". Это история девушки, которую во время Великой Отечественной посылают на смерть специально, чтобы назвать это подвигом и поднять дух армейцев. Режиссер не успел закончить картину, смонтирована треть. Последним кадром, снятым Арановичем, его ученик – режиссер Андрей Кравчук – заканчивает фильм, который посвятил мастеру.

К 75-летию со дня рождения Семена Арановича телеканал "Культура" покажет документальный фильм из цикла "Острова". Смотрите ленту в 21:05.

Читайте также:
Семен Аранович. Действительность как кино