25.07.2009 | 22:19

Закулисье Венецианского карнавала

Человека часто посещает желание скрыться за невидимой маской, чтобы защитить свое истинное "я". Карнавал – это превосходная возможность явить миру любую маску, раскрыться и раскрепоститься в желаемом образе. Возможно, именно поэтому карнавалы по всему миру пользуются невероятной популярностью. Один из самых знаменитых праздников перевоплощения и преображения – конечно же, Венецианский. Он ежегодно проходит в феврале, но подготовка ведется круглый год. Рассказывают "Новости культуры".

Для Антонии Сауттер Венецианский карнавал никогда не заканчивается. Она каждый день погружается в его атмосферу, приходя в свое ателье, где вот уже семнадцать лет рождаются роскошные карнавальные костюмы и воплощается мечта. Родом из детства. "Моя мама очень любила карнавал. Для меня и моих друзей она каждый год шила своими руками великолепные костюмы. Еще тогда, много лет назад, я решила, чем буду заниматься. Сказка из детства стала моей профессией", – замечает художник-модельер.

Каждый костюм начинается с эскиза. Потом подбираются ткани, и только после этого в ход идут ножницы, нитки и фантазия. Результат этого тандема по-настоящему оценить можно только во время карнавала. "Когда платье висит на вешалке, невозможно увидеть всю его красоту. Только на человеке костюм оживает", – заверяет Антония.

В ателье представлены сотни костюмов – женских и мужских. У каждого есть своя история, которая часто отсылает на много веков назад. "Это костюм Казановы из XVIII века. Очень традиционный и очень элегантный. С жабо и шикарными пуговицами. Он носится с париком и великолепной черной шляпой".

Бывает, что на воплощение одной карнавальной идеи от эскиза до готового образа, уходит больше года. А некоторые костюмы рождаются всего за пару недель. "Когда меня спрашивают о моей работе, я всегда отвечаю: я не работаю, я играю, мечтаю. Все время. И, конечно, я счастлива", – заверяет Антония Сауттер.

Карнавал – это не только шествия и представления, но и возможность побыть тем, кем ты не являешься. Например, венецианской девушкой из XVIII века. Костюм из чистого шелка был сшит специально для Венецианского карнавала всего за один месяц. Впрочем, костюм – это только часть образа. Дополнить его призвана маска. На первый взгляд кажется, что сделать ее совсем не сложно.

"В самом начале маска выглядит так. Потом мы красим ее в белый цвет, вырезаем отверстия для глаз, потом покрываем эмалью, обшиваем тканью и украшаем кристаллами. Вот это четыре шага на пути к конечному результату", – показывает мастер по изготовлению масок Амид Сэдиги.

В зависимости от маски этот путь может быть длиннее или короче. "Эту маску можно сделать за пару часов, а вот это – очень сложный заказ. Сначала я сделала каркас из железа, а потом покрыла кристаллами. Это очень кропотливая работа. Эксклюзивная. И стоит такая маска очень дорого", – заверяет мастер по изготовлению масок Мариам Ашурзаде.

Внешний вид маски чаще всего зависит не от воли мастери и даже не от каприза заказчика. Это дань традиции и истории. Кстати, не всегда самым приятным ее моментам.

"Эта маска называется "Доктор Чума". Она появилась в XVI веке из медицинских целей. Во время эпидемии чумы доктор надевал эту маску прежде чем идти к пациенту. В этот длинный нос он клал губку, пропитанную уксусом, чтобы не заразиться", – поясняет Амид Сэдиги.

Многие масочные образы взяты из итальянской комедии дель арте. Арлекино, Коломбина, Панталоне, Капитан – у каждой маски свой характер и свои особенности. "Маска "Моретто". Здесь нет отверстия для губ. Тот, кто надевает эту маску, не может говорить. Представьте, приходится часами сохранять молчание. Вот такая вот коварная маска", – замечает Амид Сэдиги.

Изначально предназначение маски – обмануть, ввести в заблуждение, запутать и создать атмосферу таинственности и волшебства, которой окутан Венецианский карнавал.