27.07.2009 | 12:08

120 лет со дня рождения Веры Каралли

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Веры Каралли – легендарной балерины Большого театра, актрисы немого кино, одной из самых красивых женщин своего времени. Именно она открывала русские балетные сезоны в Париже. А "Умирающего лебедя" танцевала лучше, чем Анна Павлова – во всяком случае, так утверждали критики того времени. О романах Каралли ходили легенды. Муза хореографа Александра Горского, возлюбленная тенора Леонида Собинова, фаворитка великого князя Дмитрия. В ночь убийства Распутина она была во дворце Юсупова, за что и поплатилась балетной карьерой. Об удивительной судьбе этой неординарной женщины – "Новости культуры".

Ее называли фам фаталь - роковая женщина. И Вера Каралли старалась соответствовать этому образу. И на сцене Большого театра, и потом в синематографе – ее томность, надломленность и трагичность притягивали, как магнит.

Светлана Потемкина, историк балета: "Первый сезон, она только приходит в театр, ее сразу берут корифейкой. Это достаточно редко. И первый же сезон она получает четыре балеринских партии. Тоже уникальный случай. Конечно, во многом она обязана Горскому".

Роковая красавица покорила публику. И не только зрителей – великий Собинов, увидев балерину, потерял голову. В свое триумфальное турне по России он отправился вместе с ней. Но ей было мало быть просто подругой великого тенора. К тому же балетная карьера Каралли развивалась с космической скоростью.

Варвара Вязовкина, балетный критик: "Помимо лирических партий танцевала страстные половецкие пляски".

Увидев в синематографе Асту Нильсен, Каралли была потрясена игрой актрисы, ее выразительностью и страстностью. Встреча с Бауэром - режиссером киностудии Ханжонкова – открыла балерине дверь в кино. Но после выхода фильмов - "Любовь статского советника" и "Умирающий лебедь" - публика заговорила о Каралли-актрисе. В рецензиях писали – "По сравнению с "Умирающим лебедем" госпожи Каралли госпожа Павлова танцует в лучшем случае мертвую чайку".

Светлана Потемкина, балетный критик: "С 1907 по 1913 год Каралли была единственной балериной, кто танцевал в Москве "Умирающего лебедя"".

Каралли разрывалась между синематографом и балетом. И там, и тут она обречена на сравнения. В балете она - в тени Анны Павловой. В кино - ее главный конкурент - Вера Холодная.

Варвара Вязовкина, балетный критик: "Вера Холодная занималась в классах Большого театра. А Вера Каралли снималась в кино и была профессиональной балериной, поэтому кино было профессиональным хобби".

В библиотеке киноискусства "Новости культуры" встретились с Екатериной Хохловой. В семейном архиве хранятся письма Веры Каралли к ее бабушке - Маргарите Васильевой Рождественской.

Екатерина Хохлова, директор библиотеки киноискусства: "Вместе с бабушкой она участвовала в Дягилевских балетах, и я помню рассказы бабушкины о поездке в Париж".

Именно Вера Каралли там оканчивала "Русские сезоны". После революции Каралли уехала в Европу, и лишь в конце пятидесятых подруги нашли друг друга.

Екатерина Хохлова цитирует ее письма позднего времени: "Я безумно скучаю по родине, моей любимой Москве".

Балерина Марина Кондратьева помнит встречу с Верой Каралли, когда Большой был на гастролях в Австрии.

Марина Кондратьева, педагог-репетитор Большого театра: "Все очень ждали ее на сцене. Мы долго стояли. Она пришла. И с очень большим акцентом сказала, что ей очень понравился спектакль, что она вспоминает балетную школу, вспоминает театр, вспоминает Россию, Петербург".

Тогда балерина пригласила артистов к себе домой. Это была последняя встреча Каралли со своими соотечественниками. Говорят, она мечтала вернуться на родину, увидеть Москву и свой любимый Большой театр – не успела.