27.07.2009 | 12:38

Международный фестиваль коллекций современного искусства

Считается, что быть талантливым творцом и одновременно увлеченным собирателем чужих произведений – почти невозможно. Опровергнуть это утверждение решили на Международном фестивале коллекций современного искусства, который открывается сегодня в Москве. Первым свое собрание представил художник Вадим Захаров. Подробности – у "Новостей культуры".

На черно-белой фотографии – человек с закрытыми повязками глазами. На ее лбу написано: "Я не Вадим Захаров". Это, действительно, не художник и коллекционер Вадим Захаров. Это художник Юрий Альберт.

Вадим Захаров, художник, коллекционер: "Почему он сделал "Я не Вадим Захаров?" Потому что, где-то в 82-м году, у меня была работа с повязкой, я носил повязку на глазу год. У Юры была целая серия работ "Я не…" И он решил подыграть в мою сторону и сделал работу "Я не Вадим Захаров", совсем став слепым".

Тридцать лет назад Вадим Захаров решил создать архив своего поколения – из произведений искусства художников-концептуалистов, к которым сам принадлежит. Сегодня эта самая крупная частная коллекция советского искусства 80-х.

Вадим Захаров, художник, коллекционер: "Ну, я думаю, это одна из первых работ в моей коллекции, работа Константина Звездочетова "Et Cetera", что переводится "И так далее". Здесь изображена наполеоновская армия, уходящая из России. Здесь половина холста не зарисована. Это уникальная достопримечательность того времени. Сейчас так никто не сделает. Так криво, так плохо. Такой размер – 4 метра – для 82-года был нетрадиционным. Тогда работы были небольшого формата.

4 метра – еще не предел. Картина Никиты Алексеева "Жизнь и смерть черного квадрата" - 36 метров. Целиком она так и не поместилась – зрители увидят только первые 16 метров.

Вадим Захаров, художник, коллекционер: "Обычно ни одного пространства не хватает, чтобы развернуть полностью, приблизительно метров 7-8 всегда закрыты. Вы можете снять конец этой истории. Вот тема бульдозерной выставки. Бульдозер и "Черный квадрат"".

Сегодня произведения концептуалистов можно менять на дорогие иномарки, без доплаты. А 30 лет назад за модного нынче Звездочетова Захаров заплатил всего 10 рублей. Это еще и самая дешевая по себестоимости коллекция в мире.

Вадим Захаров, художник, коллекционер: "В свое время я мог сказать: "Костя, слушай, отличная работа, мне нравится", Костя говорил: "Хочешь – подарю"".

Работы Игоря Шелковского в соседнем зале. Эти скульптуры в свою коллекцию уже приобрел центр современного искусства. И сам художник теперь вроде не при чем.

Игорь Шелковский, художник: "Это тема города. Где-то даже написано – "Москва-Москва". Где-то не обязательно Москва, там больше на Нью-Йорк похоже. Мы живем в городе, жители городских джунглей. Надо находить что-то в этом приятное".

Историю современного искусства пишут не художники, а частные коллекционеры, кураторы и галеристы. Это от них зависит, попадет ли художник в учебники по искусству, и будут ли его произведения когда-нибудь изучаться в художественных школах.

Алина Федорович, куратор: "Есть слова Борхеса, что хорошая коллекция не только показывает настоящее, но и предсказывает будущее. И в итоге оказывается, что настолько ярко передан контекст, что все очень правильно коллекционер в свое время сделал".

Другие работы московских концептуалистов, представленные на фестивале, Вадим Захаров привез из Кельна. Он уже давно живет на два дома – но ни в Москве, ни в Кельне его квартиры не вмещают такое количество искусства. Многие работы годами хранятся в чулане, как в музейном запаснике.

Вадим Захаров, художник, коллекционер: "Очень сложно, когда вокруг висят работы других художников, тем более, когда очень хорошие. Это немного давит, и поэтому лучше держать одну-две работы или менять их".

Сегодня эти картины впервые за много лет увидят не только зрители, но и сам коллекционер.

Читайте также: Дарья Пыркина о фестивале коллекций современного искусства