25.06.2012 | 16:18

В конкурсе Московского кинофестиваля показали фильмы "Орда" и "80 миллионов"

На Московском кинофестивале продолжаются конкурсные просмотры. Пресса и жюри оценили еще двух претендентов на «Святого Георгия». Это фильм Андрея Прошкина «Орда» – о митрополите Киевском Алексии, который в 1357 году поехал в столицу Золотой Орды, чтобы излечить мать хана от слепоты. И картина польского режиссера Вальдемара Кшистека «80 миллионов» – о лидерах польской профсоюзной организации «Солидарность». В основе обеих лент – реальные исторические события и мифы, с ними связанные. Рассказывают «Новости культуры».

Протестное движение в Польше в 81-м возрастает – коммунисты идут ва-банк – хотят заморозить финансовые активы движения «Солидарность». Узнав об этом, оппозиция снимает со счета заоблачную сумму. Скрываясь от преследования, лидеры выясняют, кто из их членов оказался предателем. Решают, стоит ли идти на компромиссы с властью. Думают, куда спрятать деньги, а, может, попросту разделить их между собой?

«Мы, прежде всего, хотели рассказать историю о людях, об их мотивации, – отмечает режиссер Вальдемар Кшистек. – О том, как мечта о свободе берет верх над жаждой наживы».

Петр Гловацкий, ровесник движения «Солидарность», в «80 миллионах» играет капитана службы безопасности, ярого борца с оппозицией.

«Это собирательный образ человека, ради власти готового на все, – рассказывает актер. – Конечно, в фильме много придуманного, но иногда только с помощью мифов можно рассказать о реальной истории».

С помощью легенды о малоизвестном периоде русской истории решили рассказать создатели фильма «Орда». Картина вызвала бурную реакцию, мнения разделились: одни назвали ленту ярким событием в отечественном кинематографе, претендентом на победу. Другие обвинили «Орду» в излишнем натурализме, вольном обращении с историческими фактами. Многие попросту не сумели уловить, в чем суть картины.

Режиссеру Андрею Прошкину неоднозначная оценка его новой ленты понравилась.

«Мне нравится, что картина вызывает споры это такой показатель, что картина живая», – говорит режиссер.

Мать золотоордынских ханов Тайдула – ее блестяще сыграла Роза Хайруллина – теряет зрение. Заклинания целителей не действуют, в Орду вызывают митрополита Московского Алексия. Но и его молитва чудо сотворяет не сразу – сперва владыка проходит через жестокие испытания – травлю, голод и унизительные работы.

«Весь этот материал, он невероятно современен, о событиях того времени мы знаем крайне мало – в основном это шаблоны из школьных учебников и кажется чем-то очень далеким, – говорит актер Максим Суханов. – На самом-то деле – это история на все времена».

Съемки фильма стали настоящим испытанием. Снимали в Астраханской области, летом 2010-го. В тени – плюс сорок восемь.

«Там было вообще невозможно, падали в обмороки, солнечные удары», – вспоминает актер Александр Яценко.

Когда съемки закончилось, члены группы признались: это стоило того.

«Магистральная линия нашего кино – это соединение зрелищности и глубины содержания, – отмечает сценарист Юрий Арабов. – И отчасти в фильме это получилось и в нем есть и зрелищность и кипения смыслов».

Совершаются ли чудеса по заказу? Что для человека важнее – гражданский долг или высокий статус? Склонно ли зло к самоуничтожению? Создатели «Орды» надеются – зритель сумеет разобраться в этом бурном «кипении» авторских мыслей.

Все материале о 34-м ММКФ>>