31.07.2009 | 12:55

В Центре М’АРС - выставка "Трансфер"

"Глобальный художник" в глобальном мире. Так можно определить тему выставки "Трансфер", которая открывается сегодня в Центре современного искусства М’АРС. Кураторы соединили в одном пространстве работы художников из России, Италии, Молдовы и Австрии, чтобы лишний раз доказать старую истину - в мире искусства не существует границ. Одними из первых в этом смогли убедиться "Новости культуры".

Перуанские морские свинки. Но это не зоопарк. Это выставка современного искусства. И морские свинки здесь не случайно. Они – часть инсталляции французского художника Франческо Финицио. "Не трогайте их руками, - восклицает художник! - Это же произведение искусства!"

Франческо Финицио, художник (Франция): "Эти животные должны жить в моем произведении. Это очень важно. Их купили в питомнике в Москве. По окончании выставки их возьмет к себе один из сотрудников галереи. А вообще эта инсталляция посвящена Татлину. Эта конструкция – образ архитектурной утопии".

Свинки живут прямо здесь, внутри инсталляции. А вот место для художника - под инсталляцией. Напоминает ночевку парижских клошаров. Вообще, это выставка поднимает глобальную тему – тему глобализма. И не только в искусстве. А в мире как таковом. Ведь глобализм – это когда можно все. Или почти все. Но что можно одним, невозможно для других. Молдавский художник Павел Браила в качестве произведения искусства привез свой собственный паспорт. Это не выездной паспорт. Ни в одну страну Евросоюза с таким не пустят. Визу получить почти невозможно, жалуется художник. У которого, между прочим, в кармане есть еще один паспорт – румынский.

Молдавский паспорт – небесно голубого цвета. Как и флаг Евросоюза. А почему бы гражданам Молдовы не стать гражданами Евросоюза, решил художник. И устроил перформанс – в Кишиневе, в центре современного искусства, всем желающим художник абсолютно бесплатно по трафарету, гуашью, старательно вырисовывает звездочки – такие же, как на флаге Евросоюза.

Павел Браила, художник (Молдова): "И я решил дать возможность всем своим согражданам путешествовать свободно и почувствовать себя свободными людьми".

Название выставки "Трансфер", т.е. - перемещение – можно понимать буквально – как, например автор работы, переместивший из Милана в Москву глиняный кирпич. А можно метафорически. Как художник из Татарстана - Светлана Шуваева. Ее работы нарисованы – именно нарисованы, а не написаны… на обычных кухонных клеенках. "Я истратила 100 маркеров", - признается она. Привет из общего советского прошлого. Правда, выяснить, какое отношение эти клеенки имеют к проблеме глобализма, нам не удалось.

Читайте также: Александр Панов о выставке "Трансфер"