03.08.2009 | 12:02

3 августа 1959 года открылся I Московский кинофестиваль

В 1959-м году Куба стала "Островом Свободы", советский космический аппарат "Луна-2" совершил первую в мире высадку на поверхность Луны, а в Москве – 3 августа - открылся первый Международный кинофестиваль. Тогда превращение Москвы в "открытый киногород" стало одной из самых ярких примет оттепели. Сегодня Московский Международный отмечает полувековой юбилей. Возраст обязывает - жизнеспособность доказана, "кризис среднего возраста" преодолен, а впереди – поиск новых форм развития. О прошлом и будущем фестиваля - "Новости культуры".

У первого Московского кинофестиваля тоже была своя предыстория. За двадцать лет до него – сразу после основания самого старейшего Венецианского фестиваля, в СССР провели свой киносмотр, собрав неплохую программу и участников. Но продолжения не случилось…

Только в послевоенные годы, когда возобновили работу и Канны, и Венеция, и Берлин, в стране стали подумывать о своем фестивале. Решили, что логичнее вновь начать с номера один. Поэтому – официально – третьего августа 59-го года открылся Первый Московский международный кинофестиваль.

Владимир Дмитриев, историк кино, отборщик ММКФ: "Собрали ту программу, которую могли собрать, где были картины удачные. Допустим, картина "Мы - вундеркинды". Была французская картина "Приговор" с участием Марины Влади. Был довольно строгий отбор. Боялись выбрать то, что не соответствует тому, что должен видеть советский зритель".

Евгения Тирдатова, кинокритик, отборщик ММКФ: " Фестиваль был мощный, действительно – один из самых лучших в советское время – все хотели приехать посмотреть, что там за железным занавесом. 60-е –начало ММКФ – это же время взлета мирового кинематографа –
"Новые волны". Французское кино на подъеме, итальянское, американское…"

Для зрителей это был глоток свежего воздуха – широкая внеконкурсная программа, где фильмы режиссеров новой волны, итальянских неореалистов… Звезда фильма "Хиросима, любовь моя" Эммануэль Рива, а также Джульетта Мазина, Марина Влади – были гостями первого ММКФ. Именно на фестивале состоялось знакомство Влади с Высоцким. В первые годы советскую Москву посетили Акира Куросава, Лукино Висконти, Ив Монтан… Газеты пестрели уникальными снимками – Джина Лоллобриджида и Элизабет Тейлор на приеме в Кремле в одинаковых нарядах. "Привет, сестра" - только и смогла сказать одна другой, чтобы разрядить ситуацию. А вот Лоллобриджида с Гагариным –встреча, о которой она помнит и сегодня.

Джина Лоллобриджида, актриса: " Я сделала тогда его фотопортрет, и он мне его надписал. Дословно: "Я я был в небе, видел очень много звезд. Но ты – самая красивая звезда в мире"".

Самым первым фаворитом стала картина "Судьба человека" Сергея Бондарчука. Призы на протяжении многих лет раздавались "политкорректно" - первую премию фильму из стран соцлагеря, и равнозначные - картинам, представляющим страны третьего мира и Запад. Сбой произошел в 63-м. С фильмом Федерико Феллини "Восемь с половиной".

Владимир Дмитриев, историк кино, отборщик ММКФ: "В это время началась борьба с авангардизмом, и "Восемь с половиной" зачислили сразу же в некое безобразие. Но формального основания брать картину не было – и ее взяли, уверенные, что режиссер Чухрай – он возглавлял жюри – сделает все, как надо. Однако… Феллини настолько выделялся на фоне всех картин, что не дать ему – это уже был международный скандал".

Актер Жан Маре даже был готов выйти из жюри, если Феллини не получит Гран-при. Позже великий итальянец признается – приз Московского фестиваля для него важнее других 270-ти, потому что получен в социалистической стране.

В 72-м фестивалю присваивают категорию "А". Наравне с Каннами, Берлином, Сан-Себастьяном и Венецией. Отныне в конкурсе могут быть только премьеры, режиссер должен выбирать – какой из фестивалей для него предпочтительнее. ММКФ решил брать количеством.

Владимир Дмитриев, историк кино, отборщик ММКФ: "У нас стремились собрать максимальное количество стран, я помню, когда число дошло чуть ли не до 40. С одной стороны, было любопытно видеть редкие экзотические страны и фильмы, но с другой, снижался уровень неимоверно. К счастью, мы потом от этого отказались, но когда уже были сняты все цензурные запреты, когда он готов был стать чуть ли не вровень с Каннами, выяснилась одна вещь, что утраченный престиж очень трудно восстановить".

В первый перестроечный год был приличный конкурс и много гостей – Душан Маккавеев, Мастроянни, Кински… А потом пустота… Был даже год, когда фестиваль думали закрыть до лучших времен… В середине 90-х у ММКФ открылось второе дыхание.

Евгения Тирдатова, кинокритик, отборщик ММКФ: "С 95-го года – новая история фестиваля, и мы престиж, который был в советское время, медленно, мучительно зарабатываем. Оставим в покое уже Венецию, Канны, Берлин… А вот дальше – это уже наша площадка – с Торонто, с Сан-Себастьяном, с Карловыми Варами – тут мы боремся за каждую картину".

Никита Михалков, президент ММКФ: "Можно сетовать на качество кино. Но это качество кино, а не качество фестиваля. Меня эгоистически успокаивает то – многие из вас были в Каннах – уровень кино сейчас вот такой в мире".

Недостаток первых мировых режиссеров в конкурсе отборщики компенсируют программами – ретроспективы, гала-премьеры… В этом году было больше 20 программ. Следующий шаг в развитии ММКФ отборщики видят в создании фестивального кинорынка. Тогда и у самых известных режиссеров появится стимул предлагать свою картину на конкурс в Москву.

К 50-летию Московского международного кинофестиваля Телеканал "Культура" покажет документальный фильм "Кинокадры решают все". Смотрите ленту в 21:30.