26.06.2012 | 09:51

В конкурсе документального кино ММКФ показали фильм, посвященный арт-группе "Война"

Можно ли переступать дозволенное, кем и чем дозволенное – это, по сути, является темой еще одной киноленты фестиваля. Фильм Андрея Грязева «Завтра» – участник конкурса документального кино. Режиссер полтора года провел с активистами арт-группы «Война», документировал не только акции группы, но и повседневную, частную жизнь художников. Их и вандалами объявляли, и художественную премию «Инновация» присуждали. Премьера ленты состоялась в программе последнего Берлинского кинофестиваля «Форум молодого кино». Картина вызвала резонанс и на Берлинском кинофестивале, и теперь на Московском. Рассказывают «Новости культуры».

«Война и мир» группы «Война» – фильм Андрея Грязева – видео-дневник анархиста. Художники или хулиганы? Новаторы или провокаторы? – волнуются все. Просто дети – уверен режиссер.

«Когда я снял первую акцию, у меня в эту ночь родился сын, – рассказывает режиссер. – И я смотрел на все с позиции его будущего воспитания, со стороны Каспера, как бы снизу».

Каспер – сын «Вора» и «Козы», Олега Воротникова и Натальи Сокол – активистов группы «Война». Судя по кадрам из фильма – дитя счастливое и здоровое, свобода его развитию весьма способствует. Несмотря на возраст – полтора года – участвует в акциях, посещает митинги, и, будучи задержанным, отбывает наказание. Воспитывают его без «двойных стандартов»: что родителям можно, то и ему. Но что будет «завтра»? – спрашивает режиссер. И пытается вовлечь в эти размышления зрителя.

Как акции группы «Война» вызывали споры, так и фильм «Завтра». На пресс-конференции Андрею Грязеву приходится держать удар. Понимает ли он, что снимая акции группы «Война», стал их соучастником? И даже такой вопрос звучит из зала: а знает ли он, что фильм его ужасен?

«Спасибо за слово ужасный, и за слово фильм!» – парирует режиссер.

Держать удар Грязев умеет – в прошлом спортсмен, мастер спорта по танцам на льду. И в документалистике не только обязательную программу выполняет, но и произвольную. Кроме техники полного внедрения камеры в жизнь героев, освоил искусство композиции. В фильме «Завтра» композиционная логика: от бытового хулиганства к символическому действию, от действия к образу, заставила его даже хронологию нарушить, пришлось местами переставить «дворцовый переворот» и «литейный мост». Но не всех режиссерская логика убедила.

«Тема выбрана на сто процентов точно, герои – точно, рассказать историю, мне кажется, не очень получилось, – считает кинокритик Алексей Медведев. – Андрея отчасти подвел тот «наивный взгляд», который он пытался здесь применить».

Андрей Грязев – не искусствовед, на вопрос: «Являются ли искусством действия группы «Война»?» – ответить и не пытается. Следит за отношениями и эмоциями. Анархизм поворачивается к зрителю своим человеческим лицом. Но самим анархистом отчаянно не хватает в этой истории пафоса. Потому активисты группы «Война» фильм и не приняли, потому и некоторых зрителей он раздражает.

«Это такой пасквиль – непонятно для чего снятый, – говорит кинокритик Алексей Юсев. – Такое home-video для тех, кто знает участников группы «Война» лично».

Настаивая на неприкосновенности своей личной жизни, герои фильма пытались отозвать фильм и с Берлинского фестиваля, и с Московского. А нигилисты иначе и не могут, парирует режиссер.

«Отрицание всего и вся. Даже самих себя. А когда все отрицаешь, доказать что-либо невозможно», – говорит Андрей Грязев.

Эту стратегию режиссер у своих героев перенял. На войне, так на войне. Отрицает, что герои фильм отрицают.

«У меня было разрешение, они видели фильм, они давали разрешение на показ на Берлинском фестивале, им фильм нравился по сути», – рассказывает режиссер.

Сопротивляться своим собственным героям у Андрея Грязева пока выходит. У фильма «Завтра» складывается фестивальная судьба. После Московского кинофестиваля ему предстоит еще с десяток кино-форумов.

Все материале о 34-м ММКФ>>