26.06.2012 | 10:43

На сцене Большого театра – премьера оперы "Чародейка" в постановке Александра Тителя

В Большом театре премьера. «Чародейка» – одна из последних опер Петра Чайковского. Силой страстей привлекла когда-то композитора трагедия Шпажинского. «Никогда с таким старанием я не работал, как над «Чародейкой», признавался Чайковский. В тот период каждое его сочинение ожидалось с большим интересом, однако судьба этой оперы складывалась непросто – большого успеха при жизни автора она не имела. И только в ХХ веке произведение оценили по достоинству. В Большом опера ставилась четыре раза. Самая известная постановка 1958 года, тогда спектакль продержался в репертуаре семь лет. И вот новая попытка – дирижер Александр Лазарев, режиссер – Александр Титель. Рассказывают «Новости культуры».

После «Руслана и Людмилы» и «Кавалера роз» – авангардных постановок – Большой театр предложил классический спектакль в исторических костюмах с красивыми пейзажными декорациями. Это радует исполнителей, и наверняка придется по душе зрителям. «Чародейка» Чайковского, сценическая история которой представляет собой ряд провалов, – на сцене главного театра страны. Окажется ли на этот раз ее судьба более счастливой?

«Миссия Большого театра заключается и в том, чтобы в репертуаре были произведения русских композиторов, – говорит генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов. – И, конечно, важно, что «Чародейка», которая почти не знакома в Европе, увидела свет на подмостках Большого театра».

Плохо знают «Чародейку» и в России. Однако у нее есть свои страстные сторонники. В первую очередь, это дирижер Александр Лазарев, который и увлек этим произведением Чайковского всех участников постановки.

«Интересная вещь между «Мазепой» и «Пиковой дамой», – говорит Александр Титель. – Там видны ряд моментов, формул, драматургических завязок, которые потом Петр Ильич использует в «Пиковой даме» блистательно, а здесь поиск, лаборатория композитора, повозиться в ней довольно интересно и полезно».

Певцы в один голос говорят, что вокально опера очень сложная, но красота музыки все искупает.

«Нравятся обе арии, – признается исполнительница партии Настасьи Светлана Касьян. – Есть несколько сольных фрагментов Кумы, которые по красоте не уступают его знаменитым операм».

«Я сразу влюбилась в эту партию, в эту музыку, в этот образ, потрясающий драматичный, – говорит исполнительница партии княгини Евпраксии Романовны, заслуженная артистка России Елена Манистина. – Надеюсь, публика поймет, полюбит».

Опера о любви, ревности, мести и подлости. Действие происходит в XV веке, но задачей режиссера было сделать персонажей живыми людьми, близкими и понятными современному зрителю. Поэтому артисты примеряют поступки своих героев на себя.

«Для меня была страшная задача, потому что Мамыров закручивает сюжет своим подлым сообщением, что Князь изменяет и куда-то ездит. Я бы этого не сделал», – говорит исполнитель партии Мамырова, народный артист России Владимир Маторин.

«Вряд ли бы я так поступила, но злодейкой я свою героиню бы не назвала, – отмечает Елена Манистина. – Просто человек попал в сложные условия жизненные. Оч страстная женщина, все воспринимает остро, моментально взрывается чуть что, любит сына, мужа. Ошибка в том, что она решила, что все беды из-за Настасьи».

Сто с лишним лет назад трагическая судьба Настасьи, или как ее называли, Чародейки, потому что не могли поверить, что без ворожбы и колдовства она вызывала к себе столько любви, взволновала драматурга Модеста Чайковского, брата композитора, который и увлек сюжетом самого Петра Ильича. Теперь слово за критикой и зрителями.