05.08.2009 | 19:33

Выставка "Вера Преображенская - бессменный староста авангардизма"

Выставка "Вера Преображенская - бессменный староста авангардизма". Название выставки, которая открылась в честь 90-летнего юбилея автора, обозначает не только форму творчества художницы, но и содержание ее гражданской позиции. В течение многих десятилетий Вера Преображенская занимала пост старосты студии Элия Белютина "Новая Реальность". После того, как невежественные эксперты знаменитой выставки "30 лет МОСХ" назначили экспрессионистов-белютинцев - абстракционистами, общественная должность Веры Преображенской была не только почетной, но и небезопасной. Но она от нее не отказалась, сохраняя преданность делу и преданность искусству. Рассказывают "Новости культуры".

У Веры Ивановны скоро юбилей. Она – почти ровесница века. Бессменный староста знаменитой студии Элия Бел.тина "Новая реальность" - экспрессионисты эпохи оттепели.

Вера Преображенская, художник: "Написать все тот же самый портрет, все того же самого человека, который сидит и думает, но показать, выразить, что он думает".

Застывшая мысль, непринужденный или сложный разговор. Для художницы вечный двигатель – эмоции и чувства. Сильные и яркие, как, например, ревность. Эта тема – как в живописи, так и в графике. Кстати, именно с графики для Веры Преображенской началось искусство.

Лариса Кашук, куратор выставки: "Надо сказать, что вечные вопросы ее интересовали всегда. Здесь такая редкая для советского искусства, и особенно для 46-го года, тематика, то, что мы называем Momento mori - помни смерть".

В 46 –м страна празднует победу и торжество жизни, а Вера Преображенская думает о смерти, да еще и в духе символизма начала века. Против течения она двигается всегда. После выставки к 30-летию МОСХа в Манеже это противостояние только усилилось.

Один из любимых образов Преображенской – библейский пророк. Одна из последних работ. Этот пророк – пушкинский, и главные слова здесь – "жги сердца людей".

Вера Преображенская, художник: "Миссия пророка – исправление. – Возможно, и миссия художника? Ну, может быть, только вот художник ограничен в средствах. Он же не может там язык вынуть".

Лариса Кашук, куратор выставки: "В Билютинской студии ставились темы очень духовные и очень высокие. Связанные с вечностью. Например, разрабатывалась библейская тематика, очень широко, но не в плане узкого религиозного подхода, а именно в плане пророчества".

В основе ее библейских работ – некое высшее начало, которое представляется художнице, как черный квадрат. Геометрические линии – основа всех форм. На ее картине пророчица Сивилла с фрески Сикстинской капеллы – на фоне абстрактных фигур. Связать эпоху Возрождения с авангардом начала века – для Веры Преображенской не проблема.