12.10.2012 | 10:54

Памятники морского наследия нуждаются в особой охране

Российские морские музеи под угрозой исчезновения. Так считают участники международной конференции, которая прошла в Калининграде. Большая часть морского мемориального наследия расположена на территории Петербурга и Ленинградской области, по десять процентов приходится на Калининградскую, Архангельскую и Приморский край. Общее состояние уникальных коллекций и фондов оставляет желать лучшего. Специалисты поделились опытом организации выставок, обсудили проблемы консервации и реставрации объектов морского и подводного наследия. Рассказывают «Новости культуры».

Глубоководные аппараты «Мир» – пожалуй, самые знаменитые памятники морского наследия России. В 80-х они дали начало новому направлению в исследовании океана. На их счету – почти две тысячи погружений, в том числе и к легендарному Титанику. Пять лет назад аппараты сняли с судна «Академик Мстислав Келдыш», – единственного для них приспособленного. Сегодня два «Мира» простаивают в ангаре. Недавние экспедиции с их участием на Байкале и Женевском озере – лишь одноразовые коммерческие проекты для «выживания».

«Следующий год можно было бы перебиться каким-нибудь зарубежным проектом, такое предложения есть, но все упирается в «Келдыш», – рассказывает заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН имени П.П. Ширшова Анатолий Сагалевич. – Есть предложения снова работать на “Титанике”».

Куда меньше повезло известной космической флотилии, от которой осталось только одно судно – «Космонавт Виктор Пацаев». Сейчас последний корабль звездного флота пришвартован у набережной Музея мирового океана в Калининграде. Это единственное в мире судно космической связи, на борту которого размещена музейная экспозиция. Возможно, именно это и спасло его от участи остальных. Ведь зачастую, морские объекты заканчивают бесславно – идут на металлолом или превращаются в руины. Как это происходит с ангарами гидрогавани на Балтийской косе. А вот в Эстонии подобным сооружениям нашли применение. Их передали на баланс морского музея, и теперь это уникальный выставочный комплекс.

«Там очень много есть и по истории гидросамолетов, – говорит директор Морского музея Эстонии Урмас Дрезен. – Там есть по истории артиллерии и флотской артиллерии и там много есть и яхт, яхт старых и все-все, в общем, морская техника, развитие морской техники XIX-XX веков».

К сожалению, о том, что памятники необходимо сохранять, нередко вспоминают, когда сохранять уже нечего. Так, в музее-заповеднике «Кижи» с 99-го года началась работа по созданию лодок разных народов Карелии. Их делают по старинным чертежам.

«У нас в музее построено сейчас за последние пять лет четыре лодки кижанки и одна берестяная лодка каюк, – рассказывает старший научный сотрудник музея-заповедника «Кижи» Игорь Наумов. – Старики уходят из деревень сейчас они перестали строить, зато в музее за последние годы стали строиться лодки».

Такую же работу проводятся и в Калининградском музее Мирового океана. В этом году на воду спустили куренас – традиционную парусную лодку рыбаков Куршского залива. Судно стало участником фестиваля старинных лодок в Клайпеде. Но это скорее исключение из правила. Большинство же памятников морского наследия фактически никем не охраняется. И где они окажутся завтра – на свалке или в музее – зависит от того, смогут ли их сохранить сегодня.