07.08.2009 | 12:43

150 лет назад родился Федор Шехтель

У неповторимого архитектурного стиля Москвы эпохи Серебряного века есть имя. Это имя его создателя – Федора Шехтеля. Здание Художественного театра в Камергерском переулке, дом Рябушинского у Никитских ворот, особняк Морозовой на Спиридоновке, Ярославский вокзал, доходный дом Строгановского училища на Мясницкой… Каждое творение зодчего – уникальный образец русского модерна. Художник стал одним из создателей нового архитектурного языка XX века, а своим девизом выбрал слова "Любить искусство и творить сказку". Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Федора Шехтеля. Рассказывают "Новости культуры".

В Москве жизнь Федора Шехтеля проходила в пределах Садового кольца. Рядом с Патриаршими прудами, между домами 6-м и 8-м , находилась церковь Святого Ермолая . Она стала приходской для семьи архитектора. Здесь он принял православие и превратился из Франца Альберта в Федора Шехтеля. Церковь не уцелела, зато сохранился дом Шехтеля, построенный им по собственному проекту. К сожалению, в 1917-ом году архитектор был вынужден с ним расстаться. Недалеко от особняка находится первый дом, принадлежавший семье Федора Шехтеля. Дом в готическом стиле странной конфигурацииоказался неудобным, тем не менее, рхитектор максимально использовал все его пространство. Двери дома украшает мозаика с ирисами, символизируюшими три возраста человеческой жизни.

Людмила Сайгина, научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева: "Шехтель сам относился к нему (дому) с юмором. И он писал Чехову, приглашая посетить его : "Найдешь меня, у дворников и извозчиков спросишь, где тут - то ли дом, то ли кирка"".

Заказчиками Федора Шехтеля были богатые купцы и банкиры. Для них архитектор проектировал эксклюзивные особняки. Что ни дом - то образ. Что ни здание - то произведение искусства. Чего стоит лишь особняк Рябушинского в стиле модерн, похожий на сказочный замок. До сих пор сохранились его мозаика, орнаменты, причудливые решетки. Также необычны интерьеры дома. Здесь и фонари–спруты, и лестница в виде падающих волн.

Дмитрий Швидковский, ректор Московского архитектурного института: "Это удивительное здание, где как бы каждый находится под водой, волна падает со второго этажа вниз и разбивается на деревянной мозаике паркета. А наверху капители второго этажа изображены медузы и морские животные"

После революции в жизни Федора Шехтеля наступила черная полоса. В это время строили мало, к тому же требовались типовые здания для рабочих. Для этого не нужны были фантазия и изобретательность Шехтеля. В ту пору многие известные архитекторы покидали Россию или занимались обмерами зданий, историей архитектуры.

Евгения Кириченко, доктор искусствоведения: "Он не сумел, не уехал, не захотел. Потом он сказал, что он не может расстаться с землей, где построены его проекты, его дети, он не может их покинуть".

Федор Шехтель не смог принять эстетику нового времени, которую декларировали даже его дети. Они дружили с Маяковским и разделяли его взгляды. Нужно было делать вещи, а не создавать искусство. Но авангардная архитектура была чужда Шехтелю.

Евгения Кириченко, доктор искусствоведения: "Маяковский еще в 1909 году был одним из авторов манифеста футуристов, которые сбрасывали искусство с корабля современности. А для Шехтеля это было немыслимо, невозможно. Это был тот стержень, который составлял смысл его жизни".

Федор Шехтель все делал по высшему разряду и приглашал к сотрудничеству лучших мастеров по мрамору, бронзе, дереву. Его особняки становились украшением города. Да и сейчас они остаются эталоном качества и красоты.

Читайте также: Федор Шехтель. 150 лет со дня рождения архитектора