07.08.2009 | 19:33

Кама Гинкас ставит "Записки сумасшедшего"

Время отпусков не повод отказываться от новых постановок. В Московском театре юного зрителя полным ходом идет работа над "Записками сумасшедшего". В главной роли – приглашенный из Вахтанговского театра Сергей Маковецкий. Режиссер Кама Гинкас планирует выпустить спектакль в октябре. Пока идут самые напряженные репетиции. Тайную лабораторию мастера посетила съемочная группа "Новостей культуры".

Искать нужную интонацию и сразу же испытывать, проверять ее друг на друге они будут и до официального начала репетиции, и после. В таком режиме им надо продержаться, как минимум, до конца месяца. Потом у Маковецкого "Дядя Ваня" в Вахтанговском театре, а после – опять сумасшедшая гонка за "Записками сумасшедшего".

Чтобы понять, насколько это закрытое зрелище, надо послушать своеобразный манифест Гинкаса. Удивительно, почему режиссер все-таки разрешил съемку. "Первое, что я хочу сказать – что мы с вами совершаем преступление. Потому что мы влезаем в кухню, когда хозяйка в истерике", – говорит режиссер.

По части преступлений – правда, у Достоевского – у Камы Гинкаса большой опыт. Теперь он с легкостью объясняет, как не только Федор Михайлович вышел из гоголевской "Шинели", но и главный герой "Записок сумасшедшего", титулярный советник, напрямую связан с Акакием Акакиевичем

Ярко-желтый короб с причудливыми отверстиями – жизненное пространство главного персонажа, в котором все настроено против него, все неудобно. Как вместиться маленькому человеку в это социальное отверстие? Как вскарабкаться наверх, к внешнему успеху?

"Как сказал Кама Миронович, есть роли, которые не сразу получаются, и это тот случай. Здесь блестящая литература. Как только я вступаю в литературу, мне хочется взять и прочитать. Здесь должны быть монологи, резкие переходы из одного состояния в другое", – говорит Сергей Маковецкий.

За гоголевские "Записки сумасшедшего" режиссер и актер решили взяться несколько лет назад. Как рассказывает Сергей Маковецкий, даже Кама Гинкас не сразу понял, что из этого может получиться. "Мы думаем, фантазируем, чтобы это не был рассказ", – замечает Маковецкий.

Сам Гинкас добавляет: как это ни парадоксально, но "Записки сумасшедшего" – это еще и история любви. Точнее, история про жажду любви и панический страх, что никто никогда не полюбит титулярного советника и даже не заметит его существования.