10.08.2009 | 11:19

Видеоарт как музейный объект

Современный художник в каждом зрителе желает видеть не наблюдателя, а соучастника. И современный зритель готов участвовать в процессе, если концептуальная "начинка" предложена в яркой, высокотехнологичной упаковке. Обе задачи под силу решить видеоарту – лидеру в рейтинге основных направлений актуального искусства. Наглядные доказательства предоставляет коллекция российской медиалаборатории Сайленд – единственный в нашей стране on-line архив отечественного видеоарта. Уникальная "живая" экспозиция открывается сегодня в столице в рамках Фестиваля коллекций. Одним из первых ее оценили "Новости культуры".

По залу передвигаются какие-то тени... Это тени зрителей. В темноте раздаются жуткие вопли – люди на мониторах сходят с ума, пытаются покончить жизнь самоубийством и даже познакомиться со зрителями по ту сторону экрана. А те жалуются – сделайте выставку потише. Здесь как в самолете закладывает уши.

Куратор выставки Виктория Илюшкина говорит, что все продумано: "Наушники мы ставим потому, что у нас была задача, чтобы звук не пересекался с другими фильмами. Нужно слушать, тогда ты погружаешься в этот мир и находишься в мире этого видео".

Это работы питерских медиа-художников из он-лайн архива, самого крупного в Рунете собрания видеоарта. Кураторы запасаются батарейками для телевизионных пультов: "Каждый день мы должны включать эти картины, чтобы они двигались", - говорит Анна Франц.

Необычные произведения современного искусства впервые демонстрируются вот так – в музейном пространстве. Хотя любой видеоролик можно бесплатно скачать в Интернете. Видеоарт искусство демократичное. Сегодня любой, у кого есть видео-камера и свежие идеи, может приехать в Кронштадт, в художественную резиденцию. Резиденция –обшарпанное двухэтажное здание, где для начинающих медиа-художников созданы все условия, есть необходимая техника и место для ночлега.

"Этому нигде не учат в России, - говори куратор выставки Анна Франц. – За границей есть какие-то факультеты, арт-департаменты, где учат, а вот в России на самом деле все практически видео-художники – самоучки".

Видео-арт появился на Западе одновременно с портативными камерами – как протест против засилья массовой культуры, прежде всего телевидения. Сегодня медиа-художники используют телевизионные технологии, чтобы говорить об актуальных проблемах современности.

Куратор Виктория Илюшкина рассказывает о своих предпочтениях: "Вот для меня это ощущение времени. Эта работа называется "Угол". Суть в том, что Маша Ша сама является актрисой своих фильмов, сама монтирует и доводит до конца. Это полностью ее творение. И ей нравится, когда у каждого зрителя есть свои ассоциации по поводу смысла этой работы, тогда она считает, что эта работа получилась".

Иногда задают вопрос: в чем собственно разница между кино и видео-артом? Границы между ними сегодня стираются. Фильмы могут быть интерактивными и полиэкранными. А видео-артисты все чаще работают по голливудским стандартам.

Читайте также: Ольга Шишко о коллекции видеоарта