11.08.2009 | 12:34

На "Карте мира". 10 августа 2009 года

В Бельгии после реставрации установлено авторство картины "Портрет пастора Свальмиуса". В конце XIX века эту картину приобрели антверпенские искусствоведы. После экспертизы - полотно было признано работой ученика Рембрандта. Лишь после масштабной реставрации музей сумел доказать принадлежность этой работы самому Рембрандту. По словам экспертов, картина написана на холсте из того же рулона, из которого брали ткань для двух бесспорных работ Рембрандта, хранящихся в Петербурге и Франкфурте. О других событиях на "Карте мира" - в обзоре "Новостей культуры".

***
Мелодия скорби и памяти звучит в Токио. Старое фортепияно стало символом мира. 64 года назад этот инструмент чудом сохранился во время бомбардировки Нагасаки. Музыкант Митсунори Ягава обнаружил фортепиано еще в 2000-м году, отреставрировал его и сыграл первый концерт в Мемориальном парке Мира в Хиросиме. С тех пор он путешествует по стране, играя на инструменте, который все еще излучает радиацию.

Мицунори Ягава, музыкант: "Во время бомбардировки Нагасаки все в радиусе 2-х километров от эпицентра сгорело. Это фортепиано находилось как раз в этом месте. Просто чудо, что оно осталось целым!"

Перед каждым концертом Ягава настраивает инструмент, полирует его клавиши и корпус, в котором, как шрамы, навсегда остались осколки стекла. В сентябре этого года музыкант планирует сыграть несколько мелодий в Нью-Йорке.

***
Очередной эксперимент со звуком от Дэвида Бирна. Этот музыкант знаменит тем, что может заставить звучать практически любую архитектурную постройку. На этот раз он превратил в музыкальный инструмент лондонскую галерею "Roundhouse". Бывший лидер группы "Talkingheads" придумал проект "Звучащее здание" несколько лет назад. Он уже представлял его в Стокгольме и Нью-Йорке, сыграв мелодии на местных достопримечательностях. В британской столице, Бирн, как всегда, соединил трубы старинного органа с элементами здания – колоннами и металлическими конструкциями. Нажимая на педали, музыкант заставляет дом петь.

***
Голландский фотограф оживил героев классических картин. В одном из старинных монастырей португальского города Эвора открылась выставка Эрвина Олафа. В своих новых работах Олаф попытался с помощью исторических костюмов и фотокамеры воссоздать картины великих испанцев – Веласкеса, Эль Греко, Сурбарана. Как утверждает сам автор, большое внимание он уделяет деталям и свету, пытаясь подражать мастерам испанского Золотого века. Но фотографии Олафа – не всегда точные копии. Подчас фотограф ради шутки вкрапляет в картину прошлого деталь из XXI века. Например, его Анна Австрийская слушает плеер, на ногах шута Хуана де Калабасаса – пара модных туфель, а стену на интерпретации одной из картин Караваджо украшает мозаика в духе Жоана Миро.