11.08.2009 | 13:04

"Поп-арт-роман" Олега Сивуна

Читателя эпохи постмодернизма трудно удивить романом без сюжета и героя. Ирония над ценностями общества потребления как основная идея текста также не нова. Тем не менее, первый же опыт молодого писателя из Санкт-Петербурга Олега Сивуна в большой прозе вызвал бурные дискуссии в читательской и профессиональной среде. "Поп-арт-роман" "Бренд" в 2008 году получил премию журнала "Новый мир", где был впервые опубликован, и номинировался на премию "Дебют". А в мае этого года Олег Сивун стал одним из лауреатов Новой Пушкинской премии "за новаторское развитие отечественных культурных традиций". Сам автор объясняет интерес к своему сочинению так: "Просто я живу на противоположном берегу романной реки". Репортаж "Новостей культуры".

Он пишет книгу об отсутствии книги, строит повествование на отсутствии такового и говорит речь на вручении Новой Пушкинской премии про отсутствие речи. Постмодернизм. Что-то из ничего. Вместо героя книги – коллективное бессознательное, вместо сюжета – азбука вкусов. "Это абсолютно стертый персонаж. Человека там нет. Он замещен этими вещественными доказательствами бытия", – поясняет писатель.

Человек – это то, что он ест, носит, смотрит и чем пользуется. Эта идея в современной литературе разрабатывалась и Коуплендом, и Эрландом Лу, и, конечно же, Бегбедером. Разумеется, сравнения с последним Сивуну не избежать. Да, он и не пытается. Он вообще позволяет критике делать с ним все, что угодно. Называть, как хочется, понимать, как нравится, в силу своей начитанности. Ведь сам любит повторять в интервью: "Нужен именно сторонний взгляд, и тогда, возможно, это можно сформулировать. Я сам это сформулировать, похоже, не могу".

Критика отреагировала бурно. Автора похвалили за то, что смог рассказать о современной культуре средствами этой культуры. Обругали за стиль "Живого Журнала", поверхностность и вторичность. Двадцать шесть глав поп-арт романа – это двадцать шесть торговых марок. Может, они герои нашего времени? "Нет. Я думаю, просто замещает человека все это. Просто вещи и знаки заполняют человека и не оставляют от человека – человека", – поясняет Олег.

Например, глава о Барби: "Она идеал того, чем мы могли бы стать, не стань мы людьми. Всегда улыбается. Знает основные имена в искусстве. Она ходит в музеи и театры. Консервативна. Она абсолютно положительный персонаж". Конечно, персонаж – это еще не герой.

Рассказчик у Сивуна инфантилен. Он убежден: очень важно, почему он любит очки определенной марки, которые могут ему не идти, но ведь их так часто показывают в кино!

Сивун пишет: "Современный мир устроен по образцу конвейера. Нужно постоянно быть чем-то занятым. Покупать. Продавать. Пить. Есть. Мы вынуждены постоянно подтверждать свое присутствие в этом мире каким-нибудь жестом или движением". И все-таки книга Сивуна, наверное, не про то, что бренды завладели нашим сознанием. А про том, что жить с сознанием этого и скучно, и грустно.