12.08.2009 | 11:47

Александр Ней. "В поисках смысла"

"В поисках смысла" – точное название для экспозиции художника-постмодерниста. В рамках ежегодного Фестиваля коллекций Государственный центр современного искусства представляет работы Александра Нея из собственных фондов и частных собраний. Выставка приурочена к 70-летию мастера и 50-летию его творческой деятельности. "Ни наигранная интеллектуальность, ни точное исполнение не производят впечатления, если автор сам не пережил то, что изображал", – говорит Александр Ней. В его собственном "эмоциональном багаже" – переосмысленное наследие древних мировых культур. Рассказывают "Новости культуры".

Это первая персональная выставка Александра Нея на родине, несмотря на то, что сразу после приезда в Америку в 1974 году он был признан одним из ведущих современных художников. Одна за другой состоялись сразу пять его выставок. В Москву сам Ней не приехал по причине востребованности – готовит экспозицию в Нью-Йорке.

"Он был плохо представлен в Ленинграде, был известен только профессионалам. Только сейчас начинает выходить на широкую аудиторию", – замечает художественный руководитель Центра современного искусства Леонид Бажанов.

Почетного звания "нонконформист" Александр Ней не выносит, как не терпит штампов, вроде – "неофициальное искусство" или "андеграунд". Сын Александра Нея – Джоэль – говорит, что в США отец даже поменял фамилию с Нежданова на Ней, чтобы избежать какой-либо политической интерпретации его работ в связи с переездом из Советского Союза. Джоэль разыскал ранние произведения отца у его бывших российских коллег. Перед отъездом тот просто раздал все, что накопилось в мастерской. Например, портрет из глазурованной глины достался Симоне Сахранской. Джоэль спросил у отца, что это за работа:
– Это портрет художника.
– Автопортрет?
– Нет, просто портрет. Я люблю, когда названия неточные.

Рядом можно увидеть автопортрет, выполненный пять лет назад. На выставке сопоставлены работы разных периодов. Попав из СССР во Францию, художник стал создавать композиции из папье-маше – только этот материал был ему доступен по деньгам. Именно тогда, в 1972 году, он сделал "Заветную дверь". К той же технике вернулся в прошлом году и даже придумал ей название – четырехмерная живопись.

"Это не все скульптуры такие. Они разноцветные с обеих сторон. Вид сзади? Спереди? Нет, они все передние", – поясняет Джоэль Ней.

Как ни странно абсолютным открытием стали ранние, еще советские работы Нея. Тогда его любимой техникой была глазурованная глина. На выставку собирали экземпляры по крупицам – у бывших знакомых Нея, художников 1960-х – 1970-х. "Книга живопись", "Домашний уют" оказались у Александр Юликова, "Древнее письмо" – у Игоря Макаревича. Нашли и фигурку под названием "Разговорчивый". Она действительно рассказала многое. "Она показывает технику, которая будет развиваться", – замечает сын художника.

Речь идет о технике мельчайших отверстий, которые художник наносит на всю поверхность скульптуры. Титанический, сложнейший труд.

"Медитативный процесс для самого художника. Он сидит и делает дырочки много часов. Сам что-то думает. В этом смысл", – рассказывает руководитель Фестиваля коллекций современного искусства Алина Федорович.

Этот стиль стал визитной карточкой Нея. Как и названия работ, которые можно интерпретировать как угодно: "Прорыв", "Поиски внутреннего сознания", "Принцесса водных пространств". Контуры фигур напоминают египетские мумии, а сами отверстия – древнюю письменность. Ней находит материалы для работы в ранних исторических культурах. Он многие часы проводит в библиотеках. Он даже написал несколько собственных работ о мировоззрении и мировосприятии художника.

"Можно найти что угодно: и архаику, и средневековье, и западную скульптуру", – говорит Леонид Бажанов.

Говорят, что художник подумывает в очередной раз поменять фамилию. Ней уже стал слишком узнаваемым брендом, а это отвлекает людей от главного в работах мастера – тепла жизни. Как считает сам Ней, "тепло жизни – вот что привлекательно, поразительно и радостно".

Все материалы о фестивале>>>