14.08.2009 | 12:34

Выставка "Степная история" Зорикто Доржиева

Творческий диапазон Зорикто Доржиева невероятно широк – он и поэт, и музыкант, и скульптор. Однако главным способом его миропознания, безусловно, является живопись. Даже в институтских конспектах у него было больше эскизов и рисунков, чем слов. Зорикто Доржиев рисует с того момента, как впервые взял в руки карандаш. Но настоящее признание пришло к нему два года назад - когда молодой бурятский художник победил в конкурсе на проведение выставки во Дворце Совета Европы в Страсбурге. С тех пор его коллекция "Степная история" путешествует по миру, побывала в Америке и вновь вернулась в Россию. Через неделю ее готовится принять Русский музей в Петербурге. На вип-превью экспозиции в Москве побывали "Новости культуры".

Бурятские красавицы, восточные мелодии и картины – все имеет отношение к "Степной истории" Зорикто Доржиева. В ней все время появляются новые сюжеты. Восточные красавицы сначала были лишь на эскизах художника, потом возникли на картинах. Художнику этого показалась мало. Он отлил женские образы в бронзе, а потом и вовсе решил оживить. На выставке 7 девушек демонстрировали костюмы, созданные по эскизам Доржиева. Для художника 7 - цифра символическая. В древности именно столько наложниц в течение недели бывали у хана.

Зорикто Доржиев, художник: "Это тайная мечта бурятского населения, мужской половины. К сожалению, в жизни это пока не приемлемо. Ждем".

Степь – ее первозданные запахи и непредсказуемая стихия - не отпускают художника. Это самые сильные впечатления Доржиева, там прошло его детство. У степи - свои приглушенные цвета и мощная, скрытая энергетика. В ней сохранилась первозданность природы. События времен монгольской империи предстают на картинах Доржиева. Углубиться в древнюю историю художнику помог Даши Намдаков, когда пригласил его делать эскизы костюмов для фильма "Монгол". Зорикто Доржиеву удалось найти свою эстетику, чтобы рассказать степную историю.

Александр Боровский, зав. отделом новейших течений Русского музея: Мы привыкли сейчас к идеям, концептам, а здесь – ощущения. Ощущение пространства, ощущение квинтэссенции степной, то, что многие режиссеры сейчас пытаются найти. Я вижу, у Зорикто - большое будущее".

Художник почти никогда не пишет с натуры. Он создает образ Азии собирательный, но всегда поэтический и узнаваемый. Степь у него – не враждебная человеку стихия, а родная земля.

Евгения Цыреннимаева, куратор выставки: "Она живая, она душистая и с родниками. И если хочется пить, то вы напьетесь, утолите свою жажду".

Для Зорикто Доржиева степь - это и источник вдохновения. Но это лишь пока. Художник ищет новые истории, уже не степные.