14.08.2009 | 12:51

Живопись кино в работах Ирины Евтеевой

Критики называют фильмы петербургского режиссера Ирины Евтеевой "работами высшей эстетической выдержки". Она сняла уже десять картин. Многие из них отмечены призами престижных российских и зарубежных смотров, в числе которых "Серебряный лев" Венецианского кинофестиваля. Ирина Евтеева создала собственный жанр – ручную "фильмопись" на стыке игрового и анимационного кино. Она рисует светом и красками на стекле, категорически отвергая компьютер. При этом в каждой ленте задействует живых актеров и сравнивает свой мир с театром теней. Вскоре на сцене этого театра появятся герои "Маленьких трагедий" Пушкина – Ирина Евтеева завершает работу над новым проектом. Рассказывают "Новости культуры".

Вначале были краски и полное ощущение того, что это художник трудится в своей мастерской. Потом оказывается, что кисть находится в руках режиссера, а вместо холста – стекло. На него проецируется кинокадр и расписывается поверх специальными красками.

"Чаще всего я рисую пальцем. Так удобнее, если не совсем маленькое изображение", – поясняет Ирина Евтеева. Потом в полной темноте нарисованный кадр снова снимают на кинопленку. Что получается в итоге, поклонники таланта Ирины Евтеевой прекрасно знают по прежним ее работам. Художественный фильм и мультипликация смешиваются в каждом плане.

Моцарт, Сальери и дон Гуан уже выходили на большой экран, но в таком авангардном стиле зритель увидит классических героев впервые. В Лауре из "Каменного гостя" легко узнается Елизавета Боярская. Хотя мультипликационного в ней, порой, больше, чем живого.

В работах Ирины Евтеевой всегда минимум озвучки. Поэтому каждое движение с помощью хореографа делали "говорящим". "Это балет в анимационной обработке, поэтому любой жест, движение – надо было придумать, откуда оно берется", – рассказывает режиссер.

Над своими "Маленькими трагедиями" Ирина Евтеева работала два с половиной года. Из них "живые" съемки актеров в павильонах Ленфильма заняли всего девять дней. Все остальное время ушло на живописную обработку кинопленки.

"Очень мало времени было. Приходишь на работу и здесь держишь все, что придумал во сне", – замечает оператор Генрих Маранджян.

В новом фильме Ирины Евтеевой только три части: "Каменный гость", "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь". От "Пира во время чумы" режиссер отказалась. Призналась: "Я не вижу его воплощения". Какими Ирина Евтеева увидела "Маленькие трагедии", станет понятно в октябре. Тогда завершится озвучка и монтаж. Впрочем, режиссер не спешит. Она явно смакует последние кадры, но обещает: в конце года петербуржцы обязательно увидят "Маленькие трагедии". На премьере в Доме кино.