14.08.2009 | 23:34

В Петербурге открылась Международная биеннале "Диалоги – 2009"

В Петербурге открылась Международная биеннале "Диалоги – 2009". Ее экспозиции – это диалог жанров, видов, направлений и форм современного искусства. Представлены живопись и скульптура, фотография и компьютерные технологии, инсталляция и перформанс. Это диалог авторов, стран и даже континентов. Помимо россиян и именитых европейцев, в петербургском "Манеже" выставлены работы художников со всех концов света: от Кубы и Боливии до Китая и Эфиопии. О подготовке столь масштабного проекта рассказывают "Новости культуры".

Умберто Диас Перес – глиняный серфер. Художник из Гаваны ездит по европейским столицам и строит гигантскую волну из черепицы. Его цунами грозило, в буквальном смысле, разрушить петербургский "Манеж". Для инсталляции кубинец просил тридцать шесть тонн материала, но кураторы разрешили использовать только двадцать. Кстати, поставщик черепицы наивно полагает, что ее потом можно будет пустить в дело, но кубинский художник отрицает общество потребления.

"Жалко, что не хватает этих шестнадцати тонн, потому что я хотел показать тяжесть и сложность нашей жизни. Мы покупаем и покупаем огромное количество вещей, которые нам совсем не нужны. Они давят на нас своей тяжестью и, того гляди, погребут под собой", – говорит Умберто.

"Черный квадрат" Малевича, только из воды. Водоем, в котором не видно дна, а поверхность гладкая, как стекло, назвали "Линия границы". Кураторы говорят, что в этом году почти все авторы обращаются к теме "художник и кризис".

На первый взгляд, инсталляция художницы из Багдада дает представление о том, что едят в Ираке. Автор показывает коробки из-под молока, контейнеры, в которых продают сосиски, упаковки от пирожных и даже неиспользованные пакетики чая. Россыпь мусора указывает на глобальные проблемы: голод, загрязнение окружающей среды и эксплуатацию бедных богатыми.

В стесненных финансовых условиях одни художники избрали своим материалом мусор, другие сделали ставку на компьютерные технологии, а третьи обратились к человечности. Израиль представил картины, похожие на старые фотографии из семейного альбома. Художник Асад Ази тоскует по отцу, которого потерял в пять лет.

"Я решил, что этот художник – самый удачный выбор, потому что он живет в Израиле, но он не еврей. Это самый лучший способ показать, что мы на одной волне со всем миром", – замечает куратор израильской экспозиции Меир Аронсон.

Русский павильон разместили в нескольких кварталах от основной экспозиции, в Малом "Манеже". Девятые по счету "Диалоги" стали самыми масштабными. В двухнедельной программе – перформансы, пластические импровизации, а также дискуссии о современном искусстве в режиме онлайн.

Читайте также:
Международная биеннале современного искусства в Северной столице