17.08.2009 | 12:30

Выставка "Мастера книжной графики"

Программу ежегодного международного Фестиваля коллекций современного искусства продолжает выставка "Мастера книжной графики". Экспозиция открывается сегодня, в Государственном Литературном музее. Свое собрание представляет коллекционер Борис Фридман. От факсимильного издания рукописи "Алисы в стране чудес" с рисунками автора – до уникальных гравюр Фаворского и еще сотни работ – таков его архив. О судьбе иллюстрации и иллюстраторов размышляли "Новости культуры".

Таинственная монограмма WF на обложке "Домика в Коломне" Пушкина. Загадка не для Шерлока Холмса, а для искушенного коллекционера.

Борис Фридман, коллекционер: "WF - Владимир Фаворский".

Художник Владимир Фаворский – Леонардо да Винчи книжной графики. Свои книги он конструировал, как инженер – самолеты.

Борис Фридман, коллекционер: "Уже начиная с обложки книги, мы видим совершенно необычную композицию. Под фамилией – рисунок, выходные данные, что всегда помещается внутрь книги. Шрифт – по сегодняшним понятиям – нарушение всех канонов. Смотрим вовнутрь – здесь больше половины страницы пуста, рисунки – это Пушкин, они разбросаны как бы случайно. На самом деле это результат глубочайшей работы".

До Фаворского так изображали только президентов на американских долларах. Он вообще жил так, как будто на дворе не советская власть. В 24-м году проиллюстрировал Библию – книгу Руфь. Позировать пригласил собственную жену. В то время книжная графика для многих художников была и заработком, и тихой гаванью. Советской книжной промышленности сильно повезло – не все художники первой величины соглашались писать вождей, доярок и победителей соцсоревнований.

Игорь Макаревич, художник: "Люди моего круга никогда не перешагивали этот рубеж. И для многих художников, которые сегодня прославлены, книжная графика, а ею занимались и Кабаков, и Янкилевский, и Булатов – они предпочитали зарабатывать деньги таким способом".

На "Ярмарку тщеславия" Теккерея Игорь Макаревич потратил 2 года. Борис Свешников - целую жизнь. Сначала его картины были иллюстрацией к лагерной действительности – по нелепой случайности в 19 лет бунтарь-Свешников попал в лагеря. Его обвинили в подготовке покушения на Сталина.

Валентина Тиханова, искусствовед: "Он говорил все для того, чтобы его расстреляли. И советское искусство такое-сякое, хвалил немцев. В общем, Свешников – человек незаурядный. И его картины – это его плод лагерной жизни, пропущенный через собственное мировосприятие всей нашей советской жизни".

После лагерей Свешников работал в издательствах. Под видом иллюстрации к зарубежным классикам – это "Трое в лодке не считая собаки", он как будто рассказывал все о том же – о кошмаре сталинских лагерей.

Алина Федорович, куратор выставки: "Он погружается в мир, придуманный писателем, кажется, его это полностью устраивает. Он продолжает фантазировать и жить в том мире, чтобы уйти от того, в котором он пребывал".

И только один единственный художник на этой выставке фантазировал себе в удовольствие, хотя профессиональным художником преподаватель математики Льюис Кэрролл никогда не был.

Борис Фридман, коллекционер: "Это факсимильное издание "Алисы в стране чудес", рукописный текст Кэрролла и что замечательно – его рисунки".

Алиса, нарисованная самим Льюисом Кэрроллом, на долгие годы станет образцом для книжных иллюстраторов всего мира. Ведь кто лучше чудака-Кэрролла знает, как выглядела Алиса Лидделл, дочка ректора того колледжа, где он преподавал, и для которой, собственно, и придумал этот удивительный загадочный мир, попасть в который можно только через кроличью нору.

Все материалы темы>>>