17.08.2009 | 14:24

"Новости культуры" побывали в мастерской Александра Цигаля

Даниил Хармс и Че Гевара, Осип Мандельштам и Вильгельм Телль – такова галерея образов, созданных известным московским скульптором Александром Цигалем. Впрочем, мастер активно творит в разных жанрах. Так, здание Верховного суда в столице украшает его скульптура "Правосудие", а для одной из станций московского метрополитена он создал памятник бездомным животным. Но всякая его работа, по сути – метафорический портрет. В мастерской Александра Цигаля побывали "Новости культуры".

Александр Цигаль, скульптор: "Уехали на выставку вещи, и мне без них пусто. Я взял и переставил в мастерской работы, чтобы как-то убрать эту пустоту".

Александр Цигаль окружает себя исключительными людьми - Добролюбовым, Хармсом, Геварой – и очень ценит их общество. Работы скульптора должны жить с ним. Скоро в мастерской появится еще один постоялец – Осип Мандельштам. Цигаль говорит, что его вряд ли купят - у скульптуры трагический характер. Картонный макет готов – это соединенные накрест контуры изображения поэта в фас и профиль со знаменитой тюремной фотографии. Такую форму Цигаль уже использовал – это серия работ "Люди-мишени". Портреты тех, кого уничтожили или затравили. Но есть и персонаж, который имеет прямое отношение к мишеням. Вильгельм Телль. У Цигаля свое отношение к легенде о стрелке.

Александр Цигаль, скульптор: "Папа с кем-то не договорился, о чем-то беседовал. Сыну повесил на голову яблоко и выстрелил в него. "Ну, стреляй в себя, дорогой, кто мешает". Мог бы промахнуться".

На последних версиях скульптуры стрелы - в самом Телле, а яблоко у него на плече нетронуто. Это аллегория – если решаешь свои проблемы, не подставляй других.

Эскиз Юрия Карловича Олеши, доска. Эта работа покинет дом Александра Цигаля. Ее заказал Союз художников. Доску повесят в Лаврушенском переулке, где жил автор "Трех толстяков". Одновременно скульптор делает барельеф Исаака Бабеля. Вообще у Цигаля много параллельных проектов. Очередное перерождение ждет Че Гевару. Это самый главный долгострой – автор вылепил первый вариант еще в 73-м году. А теперь хочет увидеть его прозрачным, сделанным из акрила. Когда закончит – не знает сам. Ограничивать себя сроками Александр Цигаль не любит.