17.08.2009 | 16:23

Ирина Васильева: Григория Померанца можно слушать и слушать...

С 12 по 16 августа в Выборге проходил XVII фестиваль российского кино "Окно в Европу". В этом году в конкурсе неигрового кино участвовал фильм "Второй", который зрители телеканала "Культура" могли увидеть в эфире в рамках цикла передач "Больше, чем любовь". По итогам смотра картина получила специальный приз имени Станислава и Андрея Ростоцких. Мы побеседовали с режиссером этой документальной ленты Ириной Васильевой.

- Прежде всего, хотим поздравить Вас с этим замечательным призом!
- Спасибо большое! Это наша совместная награда, ведь телеканал "Культура" имеет к фильму самое прямое отношение.

- Фильм "Второй" телезрители уже видели в эфире телеканала "Культура", а теперь его посмотрели и зрители кинофестиваля "Окно в Европу" в Выборге. Телевизионные фильмы не частые гости кинофестивалей. Отличается ли работа для телевидения и для большого кино?
- Большое кино – это, конечно, звучит гордо! На пресс-конференции Виктор Матизен (президент Гильдии киноведов и кинокритиков – прим. ред.) спрашивал, не слишком ли много "кино" в моем кино?
Наш герой Григорий Померанц великолепен и самодостаточен в том, что он говорит, и в этом случае действительно можно показывать просто "говорящую голову", а ведь это раньше было только телевизионной прерогативой. Здесь совершенно необязательно прибегать к каким-то фокусам, к которым я прибегаю. Но для меня очень важно было подчеркнуть эту уникальную энергетику – человеку 93 года! Конечно, за счет кинематографических приемов я хотела придать фильму больше драйва.
На самом деле, это ведь взаимно обогащающие вещи: телевидение заимствует что-то у кинематографа, кинематограф – у телевидения. "Взаимное опыление" только благоприятствует.

- Получается, что кинематографична сама судьба Григория Померанца?
- И сама судьба, и те приемы, которыми я пользовалась специально. Хотя в данном случае, поскольку это уникальный человек, можно было просто его слушать, и слушать, и слушать… Драгоценно каждое его слово, ход мысли, его логика и абсолютно юношеские эмоции, несмотря на преклонный возраст. Он говорит о любви. Сегодня молодые не умеют говорить так о любви, как говорит этот умудренный и страдавший человек. Это восхитительно!

- Скажите, а что лично для Вас означает награда на фестивале в Выборге?
- Вы себе не представляете, до какой степени я горжусь этим! Я и на сцене сказала, что это не мне, а ему (Григорию Померанцу – прим. ред.). На самом деле, это только прелюдия. В ноябре в Норвегии его ждет уже присужденная грандиозная премия мирового масштаба. Сам Померанц связывает два этих момента – выход фильма и премию. После выхода нашей картины он мгновенно получил такие потрясающие отзывы! Ему звонил Николай Досталь, поздравлял с выходом в эфир телеканала "Культура". Уже тогда Померанц, ничего не зная про Выборгский фестиваль, говорил: "Какой у меня хороший начинается период, какая светлая полоса". Это то, что называется справедливость, и я никоим образом не приписываю ее себе.
Вообще, после того как я получила награду, я узнала, что за всю историю выборгского фестиваля приз Ростоцких никогда не вручали документалистам. Его получал Петр Тодоровский, киностудия имени Горького, Сергей Маковецкий, Ирина Скобцева. И вдруг его вручают за документальный фильм. Я понимаю, что это замечательная оценка самого Померанца, ведь это действительно последний мудрец. Такого масштаба люди уходили, мы только оборачивались им вслед, понимая, что уходят атланты, которые держали над нами небо. Сейчас я очень благодарна каналу "Культура" что запускается продолжение нашей работы с Померанцем. Это будет четыре фильма под названием "Беседы с мудрецами". С такими людьми просто необходимо беседовать. Мир в этом нуждается, потому что мы дезориентированы, растеряны, а эти люди дают ориентиры. Самые мощные и самые подлинные. Сейчас мы с Померанцем думаем, как распределить все то множество тем, которые он в жизни пропустил через себя, на четыре фильма.

Все материалы о кинофестивале>>>