18.08.2009 | 12:26

Полвека российского театра - на одной выставке

Полвека российского театра в рамках одной экспозиции. Государственный Музей изобразительных искусств имени Пушкина приглашает на выставку "Художник в зеркале сцены", представляющую более ста театральных раритетов из собрания Валентина Соляникова. Балетные костюмы с личным клеймом Сергея Дягилева, посмертная маска Анны Павловой и театральный эскиз Владимира Татлина, долгое время считавшийся утерянным – у каждого из этих предметов своя "биография", зачастую не лишенная мистики. "Новости культуры" побывали на монтаже экспозиции.

Балетные костюмы легендарных "Русских сезонов". К Валентину Соляникову они попали в коллекцию, минуя европейские аукционы, тогда их еще не отреставрировали. Но подлинность - доказана.

Валентин Соляников, коллекционер: "Мы знали, что это костюмы к антрепризам Дягилева, что на каждом костюме стоит печать Дягилева, на каждом костюме стоит печать Дягилева, исполнителя, кто танцевал в этих костюмах".

Испанский костюм реанимировали в Москве. Серебряная отделка пострадала сильнее бархата. В реставрационных мастерских он прописался не на один месяц. Зато теперь, как новенький.

Начало двадцатого века - время театральных экспериментов – Станиславский, Таиров, Мейерхольд провозглашают новый режиссерский театр. Головин, Бакст, Коровин оформляют не только балеты, но и драматические спектакли. Режиссеры не только ставят, но и оформляют собственные постановки. Эскизы Козинцева к "Женитьбе" Гоголя. Нина Айзенберг делает знаменитые костюмы-трансформеры. История эскиза Бенуа к "Даме с камелиями" настолько же интригующая, как и сама история постановки. Главную роль играла Ида Рубинштейн.

Ирина Дуксина, куратор выставки: "Готовила ее Сара Бернар, которая исполняла роль Маргариты долгие годы, и потом выбрала себе в преемницы Иду Рубинштейн".

Если у каждого театра должен быть свой призрак, то у каждого экспоната - своя история. Тогда его ценность возрастает…Даже если история мифическая. Два эскиза Сапунова к "Принцессе Турандот" нашли на чердаке дома, где жил художник.

Валентин Соляников, коллекционер: "Это был один картон, реставраторам пришлось его разрезать пополам. Таким образом мы можем экспонировать обе стороны этого картона".

Под бархатом прячется акварель неизвестного художника. Софья Сухово-Кобылина – сестра знаменитого драматурга. Но это не единственное ее достоинство.

Татьяна Клим, куратор выставки: "Она была первой в истории женщиной, которая получила золотую медаль как пейзажист за серию пейзажей Крыма".

Настоящее потрясение испытали музейщики, когда к ним в руки попал "Август" Татлина. Долгие годы работу считали пропавшей.

Ирина Дуксина, куратор выставки: "Когда в девяностые делали каталог Татлина, в него попали все существующие в отечественных и зарубежных коллекциях месяцы, но августа не было, где-то скрывался".

Эскиз вернулся под именем Самохвалова, но музейщики быстро идентифицировали в нем недостающий татлинский "Август". В экспозиции - посмертная маска Анны Павловой и портрет еще одной легендарной примы "Русских сезонов" - Тамары Карсавиной.

Валентин Соляников, коллекционер: "Работа художника Эберлинга, который знаменит тем, что написал портрет Ленина для знаменитого червонца 1937 года".

Очень редкие фотографии, как и сам спектакль. "Венецианских безумцев" сыграли только один раз за закрытыми дверями особняка Носовых. Среди актеров-любителей были самые богатые люди Москвы, известные по портретам русских художников. Пресса восторженно писала об изысканном зрелище, о костюмах и декорациях Судейкина.

Татьяна Клим, куратор выставки: "До недавнего времени спектакль был известен только по костюмам, опубликованным в книге 1915 года".

У каждого экспоната свои тайны, но при желании их разгадку можно увидеть в зеркале сцены.

Читайте также: Анна Грибкова о выставке "Художник в зеркале сцены"